
7.3.3 Рынок заемных средств
Прежде чем купить капитальные блага, фирмы выходят на рынок банковских заемных средств.
Неоклассическая модель рынка заемных средств (рис. 7.5), как и любая модель, – упрощение. Например, в ней предполагается, что единственным источником банковской прибыли является разница между процентным доходом по кредиту и процентными выплатами по вкладам, тогда как в реальности банки получают прибыль и от банковских услуг, и от спекуляций с ценными бумагами и валютой. Тем не менее, в упрощенном виде эта модель показывает, как рынок формирует среднюю ставку процента.
Предложение на рынке заемных средств (SB) представлено сбережениями населения и фирм в форме банковских вкладов и зависит от мотивов сбережения (накопления на покупку дорогостоящих товаров и оборудования, на образование детей, «на старость» и т.д.). Чем выше ставка процента по вкладам, тем выгоднее сберегать (восходящая кривая SB). Спрос на рынке заемных средств (DB) формируется потребностями населения и фирм в потребительском (средства для покупки потребительских благ) или производственном (средства для инвестиций в производство) кредите. Чем выше ставка процента по кредиту, тем он дороже, тем меньше спрос на заемные средства (нисходящая кривая DB).
Равновесная средняя ставка процента (re) устанавливается в точке пересечения (равенства) спроса и предложения заемных средств. Если текущая ставка процента выше равновесной, у банков образуется «излишек» денежных средств, и они снижают ставку, чтобы побудить клиентов брать кредиты, которые обеспечивают банкам прибыль. Если текущая ставка процента ниже равновесной, образуется дефицит денежных средств, и банки с удовольствием повышают ставку процента по кредитам.
