© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

3.8 Эластичность предложения

Поскольку величину предложения блага также можно рассматривать как функцию от значения его цены, мы можем ввести понятие эластичность предложения по цене.

Эластичность предложения по цене – показатель процентного изменения величины предложения при изменении цены на один процент.

Формула расчета эластичности предложения по цене имеет вид:

Коэффициент эластичности предложения по цене всегда имеет положительный знак, поскольку между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость. Экономисты выделяют следующие основные типы эластичности предложения.

1. Неэластичное предложение 0 <      < 1. В этом случае изменение цены относительно слабо влияет на величину предложения. Например, при резком росте цены на парную говядину, объем ее рыночного предложения вряд ли сможет значительно вырасти, так как цикл производства говядины достаточно длительный. Аналогично резкое снижение цены парной говядины также скорее всего не приведет к значительному падению объема рыночного предложения в относительно коротком периоде, так как парную говядину нельзя хранить долго. Конечно, в этой ситуации часть производителей перестанет вкладывать денежные средства в новое поголовье скота и в конечном счете покинет рынок, однако ими будет предпринята попытка вернуть уже вложенные средства, перепродавая подросшее поголовье другим рыночным агентам или направляя его на мясобойни. Таким образом, величина предложения снизится, но не сразу.

2. Эластичное предложение         > 1. В этом случае изменение цены достаточно сильно влияет на величину предложения. Рост цены заставляет производителей наращивать объем выпуска в большей степени, а снижение – сокращать. Как правило, это характерно для производства с относительно низкой капиталоемкостью (например, услуги репетитора).

3. Абсолютно неэластичное предложение       = 0. В данном случае ни рост цены, ни ее понижение не влияют на количество блага, реализуемого рынком (оно фиксировано). Такое возможно по отношению к предметам искусства. Например, картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» существует в единственном экземпляре.

К основным факторам, влияющим на эластичность предложения, можно отнести:

Наличие незагруженных производственных мощностей

В отраслях, где существует большой объем незагруженных производственных мощностей, предложение более эластично. В случае увеличения цены предприятия могут относительно быстро увеличить объем производства (им не нужно будет строить новые производственные цеха, достаточно задействовать уже имеющиеся). А если рыночная цена будет падать, рыночное предложение сократится незначительно, поскольку фирмы будут пытаться получить хоть какую-то выручку, чтобы покрыть затраты на содержание простаивающих мощностей. Однако подобное поведение верно только для относительно короткого периода, так как в длительном промежутке времени компании будут стремиться избавиться от лишних активов (простаивающих производственных мощностей).

Тип производимой продукции

Если продукция, которую выпускают предприятия отрасли, является скоропортящейся, то, при прочих равных условиях, эластичность предложения будет низкой. Даже если цена очень сильно упадет, предприятия будут стремиться продать уже произведенную продукцию (пусть и по относительно низким ценам). Если же продукция будет иметь длительный срок годности или предприятия будут иметь возможности ее длительного хранения, то при понижении цены предприятия могут «придержать» продажи и подождать изменения рыночной конъюнктуры. Однако накопление запасов продукции связано, во-первых, с затратами на хранение, а, во-вторых, с упущенными выгодами, возникающими вследствие «омертвления» денежных средств в запасах.

Период времени

Чем меньше продолжительность периода, тем, как правило, меньше эластичность предложения. Если мы рассмотрим ситуацию, когда грибники продают свежесобранные белые грибы на трассе или рыбаки продают свежевыловленную рыбу на пирсе, то получим слабую зависимость объема предложения от цены (низкая эластичность). Это связано с тем, что даже при существенном росте рыночной цены грибник не может мгновенно увеличить предложение (собрать дополнительные грибы), а рыбак не может одномоментно увеличить свой улов. Иными словами, чем короче период времени, тем меньше у поставщиков шансов увеличить объем своего предложения, тем меньше эластичность предложения.