© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

4.3 Изменение цен на блага

Таким образом, поведение потребителей зависит от их предпочтений, цен на приобретаемые товары и услуги, а также имеющегося в их распоряжении бюджета. При этом изменение цены на одни блага оказывает влияние не только на объем потребления данных благ, но и на объем потребления других благ.

Давайте разберем характер этого влияния более подробно. Сначала посмотрим, какое воздействие оказывает повышение цены на величину потребления подорожавшего блага.

Если при повышении цены на товар «А» объем потребления этого блага не изменится, значение дроби, описывающей отдачу на вложенный рубль (   ), уменьшится (при неизменном числителе (MUA) знаменатель (PA) вырастет). Это значит, что при прочих равных условиях (неизменности цен и объемов потребления других благ) будет нарушено равенство отдачи на вложенный рубль (второй закон Госсена). Данное равенство может быть восстановлено, если повысится значение числителя для блага «А» и/или уменьшится отдача на денежные средства, вложенные в приобретение других благ.

Для того чтобы увеличить значение числителя данной дроби (MUA), необходимо сократить объем потребления блага «А». Ведь, как мы знаем, предельная полезность является убывающей функцией (чем больше объем потребления, тем меньше полезность каждой последующей единицы блага и наоборот). Таким образом, повышение цены блага стимулирует сокращение его потребления.

А что происходит со спросом на товары, которые являются заменителями (субститутами) подорожавшего блага?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, мы должны разделить два эффекта от изменения цен на экономические блага – эффект дохода и эффект замещения.

Чтобы понять суть эффекта дохода, необходимо рассмотреть, что происходит с нашим благосостоянием, когда цена на какое-либо потребляемое нами благо изменяется. На первый взгляд, наш доход не изменяется, ведь мы как получали определенную сумму денежных средств (например, 50 000 руб.), так и получаем. Однако экономически грамотный человек разделяет два типа дохода – номинальный и реальный.

Номинальный доход – денежная сумма, поступающая в распоряжение субъекта за определенный период времени.

Реальный доход – количество экономических благ, которые можно приобрести на располагаемую (имеющуюся в распоряжении потребителя) сумму денежных средств.

Если происходит изменение цены на экономическое благо, входящее в потребительский набор субъекта, то его реальный доход также изменяется. Рост цены на яблоки делает индивида беднее с точки зрения его реального дохода (номинальный доход при этом не изменяется). Ведь на ту же самую сумму средств он теперь может купить меньшее количество благ.

Объясним это на числовом примере. Предположим, что не очень обеспеченный потребитель может выделить в своем бюджете на потребление фруктов не более 800 руб. в месяц. Раньше он покупал на эти деньги 8 кг яблок по цене 50 руб. за кг и 4 кг мандаринов по цене 100 руб. за кг. (табл. 4.3)

Таблица 4.3. Сравнительная полезность яблок и мандаринов

Если цена яблок увеличится до 75 руб. за килограмм, наш потребитель должен будет сократить потребление фруктов. Теперь на 800 руб. он сможет купить либо 8 кг яблок и 2 кг мандаринов, либо 4 кг мандаринов и 5,3 кг яблок, либо какую-то иную комбинацию двух благ, укладывающуюся в бюджет 800 руб.:

где – количество яблок (кг);   – количество мандаринов (кг).

Но при этом общее количество фруктов точно уменьшится. Исключением будет являться только ситуация полного отказа от яблок.

Графически это уменьшение можно отобразить на графике (рис. 4.3), где по оси абсцисс отложено количество яблок (кг), а по оси ординат – мандаринов. Голубая линия показывает, допустимые при бюджете 800 руб. комбинации фруктов при цене яблок 50 руб. за кг, а оранжевая линия отражает такие же комбинации при повышении цены яблок до 75 руб. за кг.

Рис. 4.3. Допустимые комбинации яблок и мандаринов
при различной цене на яблоки

Уменьшение (увеличение) потребления благ в связи с изменением реального дохода потребителя, вызванного ростом (снижением) цен, называется эффектом дохода.

Эффект дохода – экономический эффект, означающий рост или снижение спроса на экономическое благо в результате изменения реального дохода потребителя, вызванного ростом/снижением цен.

Ответ на вопрос, какую именно комбинацию благ выберет наш потребитель в результате повышения цен на яблоки, зависит, как мы знаем, от отношения предельной полезности данных благ к вложенным в их приобретение средствам. Если новая цена на яблоки составит 75 руб. за кг, в нашей таблице изменится третий столбец – отдача на вложенный рубль для яблок станет меньше (таблица 4.4).

Таблица 4.4. Сравнительная полезность яблок и мандаринов (новая цена)

Поскольку мы уже знаем, что выбор потребителя будет уравновешивать предельную отдачу на вложенный рубль и одновременно укладываться в выделенный бюджет (800 руб.), потребитель выберет новую комбинацию благ: 4 кг яблок и 5 кг мандаринов.

То есть произойдет замещение 4 килограммов яблок 1 килограммом мандаринов. При этом предельная полезность в расчете на рубль понизится с 1 ютиля на рубль до 0,8.

Эффект переключения потребления с одного блага на другое, вызванный изменением относительных цен, называется в экономической науке эффектом замещения.

Эффект замещения – экономический эффект, означающий рост или снижение спроса на экономическое благо в результате изменения его относительной цены, то есть цены по сравнению с другими экономическими благами.