top of page

2.7 Заключение

В данной главе мы изучили основные вопросы и инструменты экономического анализа, выделили предметную область микроэкономики и макроэкономики.

К числу основных вопросов, на которые пытаются найти ответ экономисты относятся вопросы: «Что производить?», «Как организовать процесс производства?», «Для кого производить?».

Чтобы дать ответ на эти вопросы, экономисты прибегают к различным инструментам – описывают экономические процессы с помощью математических функций, используют графики, таблицы, строят модели. Экономические модели тем более реалистичны, чем лучше описывают реальные хозяйственные процессы. Однако ни одна модель не может быть построена без предпосылок, а главной предпосылкой, используемой экономистами, является предположение «при прочих равных условиях».

Мы познакомились с базисными экономическими моделями, такими как «кривая производственных возможностей» и «модель национального хозяйства». Изучили три типа экономических систем (традиционная, рыночная, централизованно-плановая), выявили основных экономических агентов (домохозяйства, фирмы B2C и фирмы B2B), а также описали рынки, на которых они взаимодействуют (рынок предметов потребления, рынок труда, рынок средств производства).

Вопросы для самопроверки

  1. Каким образом связаны между собой экономическая теория и математика?

  2. Каковы преимущества и недостатки метода моделирования?

  3. Может ли экономическая модель не иметь предпосылок? 

  4. Часто ли в повседневной жизни мы сталкиваемся с предпосылкой "при прочих равных"? Приведите примеры.

  5. Каким образом связаны между собой кривая производственных возможностей и вопрос экономики "Что производить?".

  6. В каком случае кривая производственных возможностей приобретает вид прямой линии? Почему?

  7. Как в разных экономических системах решается проблема организации процесса производства и распределения? 

  8. Опишите взаимосвязи между основными экономическими агентами в модели национального хозяйства.

  9. Приведите примеры реальных предприятий B2B и B2C. Может ли предприятие являться одновременно и фирмой B2B, и фирмой B2C?

Рекомендуемая литература

  1. Мэнкью Н.Г., Тейлор М. Микроэкономика – Санкт-Петербург: Питер, 2019.

  2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика, т. 1, Санкт Петербург: Экономическая школа, 2008.

bottom of page