© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

3.5 Неценовые факторы предложения

1.    Цены на факторы производства

Так как производители ориентируются на максимизацию прибыли (разности между выручкой и затратами на ее получение), влияние на их решение оказывают не только цены на производимую ими продукцию (работы, услуги), но и цены на используемые в процессе производства ресурсы, включая заработную плату, процент за кредит, стоимость сырья и др. Чем ниже затраты производителя, тем выше (при данной цене) прибыльность производства, что увеличивает рыночное предложение товаров (на графике происходит сдвиг кривой предложения вправо).

2.    Технология производства

Усовершенствование технологии производства ведет к сокращению производственных затрат, повышению эффективности производства, росту производительности труда, что в конечном счете повышает прибыльность производства и стимулирует производителя наращивать объем выпуска (предложение увеличивается). На графической модели предложения это выражается в сдвиге кривой предложения вправо.

3.    Налоги и субсидии  

Данный фактор может быть как стимулирующим, так и сдерживающим. Так, рост налогов будет снижать стимулы производителей, рассматривающих их как дополнительные издержки – предложение уменьшится, кривая предложения сдвинется влево. Увеличение же субсидий со стороны государства (выплаты производителям), наоборот, будет дополнительным стимулом для увеличения предложения – сдвиг кривой предложения вправо.

4.    Экономические ожидания производителей    

В большинстве случаев благоприятные ожидания создают дополнительные стимулы для развития производства и, как следствие, ведут к росту предложения. Например, введение санкций в 2014 году на ряд продовольственных товаров на российском рынке привело к увеличению предложения многих российских продовольственных товаров.

5.    Число производителей  

 

Чем большее число производителей действует на рынке данного вида продукции, тем больше рыночное предложение. Однако это будет верно только при том условии, что выход новых производителей на рынок не приводит к уменьшению объема производства уже действующих на рынке фирм.

6.    Природные и социальные факторы

Это и погодные условия, влияющие на величину урожая, и стихийные бедствия, ведущие к уничтожению части уже созданной продукции, и запрет на загрязнение окружающей среды, ведущий к возрастанию издержек производителей, связанных с уничтожением отходов.

На графике изменение предложения отображается сдвигом кривой: вправо, если предложение увеличивается, или влево, если оно сокращается (рис. 3.4).


Рис. 3.4. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов