© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

4.5 Изменение дохода, цен и спроса

Очевидно, что на возможность потребителя приобрести то или иное благо будет оказывать влияние изменение его дохода. С ростом дохода расширяется количество благ, которые сможет приобрести потребитель. Если в нашем примере доход увеличится, например, вдвое и составит 1200 руб., то потребитель сможет позволить себе уже не 400, а 800 мл йогурта (при 0 г сыра), или не 600, а 1200 г сыра (при 0 мл йогурта). Иными словами, произойдет смещение бюджетной линии вправо, что позволит потребителю достичь кривой безразличия, соответствующей более высокому уровню удовлетворения (рис. 4.8).

Рис. 4.8. Смещение оптимума потребителя

Еще один фактор, который будет оказывать влияние на поведение потребителя – изменение цен. Ведь возможности приобрести то или иное благо зависят не только от имеющегося дохода, но и от соотношения цен на товары. И если цены изменяются, выбор потребителя может меняться.

Как мы уже знаем, изменение цен порождает для потребителя два эффекта: эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода выражается в том, что при изменении цен на то или иное благо изменяется и наш реальный доход – меняется наклон бюджетной линии. Если цена на 100 г сыра увеличится со 100 до 120 руб., то мы получим новое уравнение бюджетной линии:

где X – объем потребления йогурта, Y – объем потребления сыра.

На рис. 4.9 представлены старая (Y1) и новая (Y2) бюджетные линии. Как видим, новая линия находится ниже старой, а следовательно, ей будет соответствовать кривая безразличия более низкого уровня.

Рис. 4.9. Изменение бюджетной линии при повышении цены сыра

Раньше, при цене сыра 100 руб. за 100 г, при полном отказе от йогурта наш потребитель мог купить 600 г сыра. А теперь его бюджет позволит ему приобрести только 500 г этого продукта.

Эффект замещения, как мы помним выражается в том, что покупатель может заменить в своем потреблении одни блага другими, если их цены относительно друг друга изменятся.

Иными словами, при повышении цены сыра мы наблюдаем действие двух эффектов, которые отражаются на величине спроса потребителя на оба продукта.

С одной стороны, увеличение цены сыра уменьшает реальный доход потребителя. Уменьшение реального дохода ведет к снижению величины потребления как сыра, так и йогурта.

С другой стороны, поскольку относительная цена йогурта снижается, этот товар становится более привлекательным с точки зрения соотношения цена – полезность. В этих условиях индивид может увеличить потребление йогурта.

Таким образом, если цена на сыр возрастет при неизменности цен на йогурт, потребитель может увеличить потребление ставшего относительно более дешевым йогурта. Поясним это на числовом примере.

Изменение цены сыра, снижая реальный доход потребителя, изменяет наклон бюджетной линии и приводит к переходу на другую кривую безразличия, обеспечивающую меньший уровень удовлетворения. Если бы потребитель не изменил объем потребления йогурта, то при том же уровне номинального дохода (600 руб.) его потребление сыра составило бы величину, равную:

То есть, объем потребления сыра сократился бы на 50 г.

Но поскольку по соотношению цена – полезность йогурт стал более привлекателен, потребитель может увеличить потребление йогурта. Допустим, что вместо прежних 200 г он начнет потреблять 220 г йогурта. Тогда на оставшиеся 270 руб. (600 – 2,2х150) он сможет купить только 225 г сыра (270/1,2). А общее потребление сыра снизится на:

Это приращение (в данном случае уменьшение объема) будет складываться из двух величин – эффекта дохода, равного 50 г (300 – 250) и эффекта замещения, равного 25 г.: