© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

1.2 Экономические блага

Как мы уже говорили, на рынках экономические агенты обмениваются благами.

Благо – это то, что удовлетворяет наши потребности.

С точки зрения представителей естественных наук, окружающий нас мир состоит из физических объектов. Ученые – представители соответствующих наук – изучают физические, химические, функциональные и прочие свойства данных объектов. Их интересуют объективные характеристики, присущие тому или иному объекту: вес, объем, состав, выполняемые функции и т.п.

 

Экономисты изучают не физические объекты как таковые и даже не присущие им объективные свойства, а субъективное отношение к ним экономических агентов, которые рассматривают те или иные объекты (блага) как средства удовлетворения своих потребностей.

Нужно понимать, что одно и то же благо может удовлетворять разные потребности. Возьмем, например, смартфон. Для одних людей основная потребность, которая может быть удовлетворена с помощью данного устройства – телефонная связь. Для других – главным является доступ в Интернет. Третьи используют смартфон, прежде всего, как фото и видеокамеру, чтобы фиксировать для истории все свои жизненные ситуации. Четвертые озабочены демонстрацией престижности своей модели. Пятые с утра до вечера посылают друг другу фотографии и ролики через различные системы файлового обмена …

При этом потребность в благе может быть обусловлена как желанием его непосредственного потребления (предметы потребления), так и возможностью использования данного блага в иных целях: производство других благ (средства производства или ресурсы), получение дополнительного дохода (ценные бумаги и иные финансовые активы), обмен (деньги).

 

Каждый из нас имеет целый спектр потребностей. Можно выделить физиологические (потребность в еде, отдыхе и т.п.), социальные (потребность в общении, социальном статусе), духовные (потребность в самореализации, самосовершенствовании и т.п.) и другие типы потребностей. 

РАЗНЫЕ ВКУСЫ (смотреть видео...)

Можно ли удовлетворить все наши потребности? На первый взгляд, кажется, что да. Если вы очень голодны и приходите в пирожковую, то ваша потребность в пирожках явно имеет границы. В какой-то момент вы насытитесь. Значит ли это, что ваши потребности полностью удовлетворены? Конечно, нет. Ведь, во-первых, как мы уже говорили, у человека есть целый спектр разных потребностей и потребность в пище их не исчерпывает. Во-вторых, удовлетворение потребности в данный момент не означает, что через некоторое время она не возникнет снова. В-третьих, если кто-то утолил свой голод, съев несколько пирожков, это вовсе не означает, что общественная потребность в данном благе полностью удовлетворена.

Что же мешает удовлетворить все потребности всех членов общества?

Главной преградой является ограниченность ресурсов, которая проявляется в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Мы живем в мире ограниченных ресурсов, и их ограниченность проявляется как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего общества. Каждый день мы совершаем выбор между удовлетворением конкурирующих потребностей в условиях существования множества ограничений. Наш бюджет ограничен, поэтому мы не можем позволить себе купить все, что мы хотим. Ограничено и наше время, поэтому мы не можем успеть сделать все и сразу.

Но ресурсы ограничены и на уровне всего общества. Полное удовлетворение потребностей всех людей невозможно по той простой причине, что для этого просто не хватает имеющихся ресурсов. В мире ограничены запасы природных ископаемых, пресной воды и многого другого. При этом в разных странах ограниченность ресурсов ощущается по-разному. Несмотря на то, что в мире существуют огромные запасы пресной воды, многие жители Северной Африки не имеют полноценного доступа к данному благу. Поверхность суши на Земле также ограничена, однако ограниченность территории нашей страны не ощущается так сильно, как, например, ограниченность территории Японии или Сингапура. При этом, с одной стороны, изобилие ресурсов – это хорошо, так как делает страну богаче. С другой стороны, недостаток ресурсов заставляет страну более активно развивать технологии.

 

В некоторых учебниках можно встретить утверждение, что экономика занимается изучением проблемы неограниченных потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Однако утверждение о неограниченности потребностей более спорно, чем констатация факта ограниченности ресурсов. Тысячелетиями люди производили и потребляли одни и те же наборы благ, ощущая себя вполне удовлетворенными и не имея понятия о своих якобы неограниченных потребностях. Крестьянин, который никогда в жизни не видел сафьяновых сапог, не испытывал нужду в соответствующей обуви, несмотря на все ее удобство и красоту. Нужно было перейти от традиционного уклада жизни к обществу потребления, чтобы у людей появилось представление о своих неограниченных потребностях. Иными словами, многие наши потребности носят культурный характер. Значительная часть наших желаний навязана нам обществом, в котором мы живем. Люди хотят не просто утолять голод и жажду, не просто одеваться, иметь крышу над головой и т.п. Многие хотят вкусно есть, модно одеваться, жить в престижном месте …

 

А вот ресурсов, действительно не хватает. Даже для удовлетворения физиологических потребностей. И опять-таки не всех ресурсов, а многих.

При этом необходимо понимать, что значительное число ресурсов ограничено физически, но не ограничено с экономической точки зрения. Например, вода, воздух, лес. Пока этих ресурсов много, мы не замечаем их конечность. Однако если запереть нас в герметичном помещении, отправить в дальнее морское путешествие или поселить в пустыне, мы очень скоро почувствуем ограниченность воздуха, пресной воды и деревьев.

Экономическое благо – это благо, количество которого ограничено относительно потребности в нем.

Свободное благо – это благо, имеющееся количество которого достаточно для удовлетворения существующих потребностей.     

Иными словами, конкуренции в потреблении между различными претендентами на данное благо не возникает ввиду того, что все желающие могут свободно удовлетворить свои потребности за счет имеющегося запаса соответствующего ресурса.

 

Экономика как наука занимается изучением именно экономических благ. При этом в повседневной жизни, когда мы что-то приобретаем или продаем, мы, как правило, не оперируем термином «экономическое благо», а используем такие общепринятые понятия как «товар» или «услуга».

ДАВАЙТЕ ПОРАССУЖДАЕМ

Можно ли назвать воздух экономическим благом?

Конечно, воздух – это благо, так как с его помощью удовлетворяются наши потребности в дыхании, но, если количество воздуха не ограничено, мы называем это благо свободным, а не экономическим.

Бывает и так, что благо может относиться как к одной, так и к другой категории. Например, песок на морском побережье – это свободное благо, а песок, добываемый в песчаном карьере для последующего использования в производстве – экономическое.

Воздух Байкала (читать далее...)

Экономические блага, которые мы приобретаем на рынке, удовлетворяют наши потребности. Когда мы покупаем некое благо, мы получаем определенный уровень удовлетворения, но взамен нам приходится отдавать деньги. Поэтому логично предположить, что сделка будет совершаться, если уровень удовлетворения от владения приобретаемым экономическим благом превышает уровень неудовлетворения, который возникает по причине того, что мы расстаемся с деньгами. Таким образом, нужно ввести еще одну важную экономическую категорию.

Полезность – это способность блага удовлетворять человеческие потребности.

Как мы уже говорили, данная экономическая категория является субъективной, то есть не свойственной благу как таковому, а представляющую собой проекцию на благо нужд отдельных потребителей.

Правда, существует так называемая кардиналистская теория полезности, которая предлагает измерять полезность с помощью условных единиц – ютилей. Однако возникает вопрос: с помощью какого инструмента можно измерить, сколько единиц полезности дают индивиду разные экономические блага? Например, сколько ютилей приносит преподавателю мел, маркер или проектор во время проведения занятия? Подсчитать это непосредственно невозможно, а вот сравнить полезности данных благ довольно просто. При этом можно утверждать, что если проведение урока подразумевает компьютерную презентацию, то наибольшей полезностью будет обладать проектор. А если во время занятия учитель будет писать на доске, то – мел или маркер. При этом мел будет обладать большей полезностью, если в кабинете установлена меловая доска, а маркер – если доска будет предназначена для его использования.

Таким образом, можно сделать первый важный вывод. Полезность трудно измерить непосредственно, но потребитель в состоянии определить, какое экономическое благо приносит ему бОльшую полезность, а какое – меньшую. При этом предпочтения потребителя могут изменяться в зависимости от различных внешних условий, как в примере с преподавателем.

 

Второй вывод заключается в том, что благо, обладающее полезностью для одного индивида, далеко не всегда обладает полезностью для другого. Например, для учителя математики необходима доска для решения задач. А для учителя физкультуры нужен спортивный зал.

Более того, одно и то же благо может обладать полезностью для одного человека и наносить вред другому. Например, для человека с повышенным артериальным давлением полезностью будут обладать лекарства, которые понижают давление. А для человека с пониженным давлением данные лекарства могут быть опасны для жизни.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Очень важно не путать полезность и пользу. Если благо удовлетворяет чью-то потребность (обладает полезностью для конкретного индивида), то это не значит, что оно обязательно приносит ему пользу. Можно ли говорить о том, что сигареты – это экономическое благо? Да, так как они удовлетворяют потребности курильщиков в курении. Однако здоровью человека эти «блага» наносят явный вред.


Одним из экономических благ являются деньги. Когда-то деньги были товарными, то есть имели собственную потребительскую ценность. 

ИСТОРИЯ ДЕНЕГ (читать далее...)

В настоящее время товарная форма денег встречается крайне редко. 

В основном денежные средства существуют в номинальной форме бумажных или безналичных денег, ценность которых связана с их способностью выполнять очень важные экономические функции – возможностью использования для обмена на другие блага (средство обращения), исполнения обязательств, в том числе уплаты налогов или возврата долга (средство платежа), накопления богатства (средство накопления). Кроме того, деньги используются для соизмерения стоимости различных товаров (мера стоимости).

КВАЗИДЕНЬГИ (читать далее...)

Таким образом, деньги являются экономическим благом, то есть, обладают ценностью вследствие своих инструментальных функций и ограниченности их количества. Поэтому, совершая любой акт купли-продажи (обменивая деньги на другие экономические блага), экономический агент, с одной стороны, создает для себя возможность удовлетворения той или иной потребности, а с другой – уменьшает свои возможности удовлетворения других потребностей.

Когда экономическая наука анализирует поведение индивида, она исходит из предположения, что ресурсы каждого индивида (как имущественные, в том числе денежные, так и временные) ограничены, и его главной целью является максимизация полезности, то есть такое распределение ограниченных ресурсов, которое принесет ему максимальный уровень удовлетворения его потребностей.

Например, если у молодого человека есть 3 часа свободного времени, то он может потратить их на то, чтобы поспать, пойти с приятелями в кино или в концерт, посетить клуб, послушать музыку или посмотреть фильм дома. Но он не может получить удовольствие от реализации всех этих возможностей одновременно, прежде всего, потому, что ограничивающим фактором является время. Соответственно, ему придется выбирать способ времяпрепровождения, ориентируясь на два критерия – получаемое удовольствие и стоимость. Причем второй критерий (стоимость) будет более существенен для малообеспеченного индивида и менее существенен для относительно богатого.

Другой пример. Студент экономического ВУЗа понимает, что возможности его будущего трудоустройства и карьерного роста зависят от многих параметров, в числе которых важную роль играют опыт работы по специальности и знания, полученные в ВУЗе. С точки зрения первого параметра – опыта работы по специальности, следует как можно раньше начинать трудиться на условиях полной занятости. Но это значит, что времени на учебу, в том числе посещение занятий, будет катастрофически не хватать. С точки зрения второго параметра – объема знаний и цвета будущего диплома, нужно много времени тратить на учебу и посещение ВУЗа. То есть о полноценном опыте работы, где от сотрудника требуется высокая отдача, можно забыть. Проблема выбора опять связана с ограниченностью такого ресурса как время. И опять критериями выбора будут являться полезность (в данном случае – инструментальная – влияние на будущую карьеру) альтернативных вариантов и дополнительные выгоды, получаемые от их реализации. Работа, помимо будущих преимуществ, будет обеспечивать студенту дополнительный доход. А учеба даст возможность общаться с интересными людьми и получать удовольствие от собственного интеллектуального роста.

 

Иными словами, индивид имеет некоторую систему предпочтений и в условиях ограниченных возможностей стремится к тому, чтобы извлечь для себя максимум возможной полезности. Однако это не означает, что индивид всегда думает только о себе. Некоторые люди, действительно, озабочены только собственной персоной. Другие не мыслят своего счастья без счастья своих близких. Третьи хотели бы накормить и осчастливить весь мир. То есть стремление к максимизации собственной полезности (уровня удовлетворения своих потребностей) не исключает альтруизма. Просто полезность понимается в самом широком смысле: от максимизации собственного благосостояния до получения удовлетворения от оказания помощи другим.