top of page

1.7 Поведение фирм

Рассуждая о спросе и предложении, мы привели довольно простые примеры – театральный буфет с бутербродами и пляж, на котором «бабушки-бизнесмены» продают пирожки. Данная продукция относительно проста в производстве. Однако множество экономических благ производятся на предприятиях и время их изготовления измеряется не минутами или часами, а иногда даже годами.

Для выпуска своей продукции предприятия используют различные ресурсы: помещения, станки, оборудование, сырье, материалы, труд и т.д.

Экономические ресурсы – это блага, которые могут быть использованы в процессе производства других благ.

Чем сложнее производство, тем сложнее и разнообразнее структура используемых ресурсов. Однако в общем случае можно говорить о том, что для производства экономического блага необходимо: закупить сырье (материалы, комплектующие или полуфабрикаты), нанять работников, обеспечить их средствами производства, а также использовать специальные технологии. Это верно как для производства пирожков, организация выпечки которых предполагает наличие следующих компонентов: мука, масло и другие ингредиенты (сырье); пекарь (труд работника); печь (средство производства); рецепт (технология), так и для производства автомобилей, самолетов, смартфонов и других экономических благ.

Иными словами, в любом производстве используются разнообразные ресурсы. Естественно предположить, что для производства бОльшего объема благ предприятие будет использовать бОльшее количество ресурсов. Однако касается ли это утверждение всех ресурсов? И если да, то в какой мере?

 

Вернемся к нашему примеру с пирожками. Очевидно, что чем больше пирожков будет производиться фирмой «Бабушка и Ко», тем больше потребуется сырья (муки, масла, ингредиентов для начинки и т.д.). То есть, можно сказать, что затраты сырья и материалов возрастают пропорционально объему выпуска. А вот рабочее время бабушки (или ее помощницы, которая занята непосредственно выпечкой) будет возрастать более медленными темпами, чем объем выпуска. Это связано с тем, что время на совершение некоторых операций (закупка муки и ингредиентов для начинки, замешивание теста, его подъем и др.) почти не зависит от количества выпекаемых пирожков.

Еще слабее будет связь между объемом выпуска и количеством используемого оборудования – духовой печи. Конечно, если число выпекаемых пирожков увеличится в несколько раз, фирме «Бабушка и Ко» рано или поздно придется купить вторую духовку. Но некоторое время увеличение объема выпуска будет означать только увеличение времени использования соответствующего агрегата. Важным является и тот факт, что уменьшение объема выпуска не позволит бабушке уменьшить количество ресурса под названием «духовой шкаф».

Наконец, самая слабая связь будет наблюдаться между объемом выпуска и таким ресурсом как технология. Конечно, не исключено, что предприимчивая бабушка через некоторое время откроет промышленное производство пирожков, в котором будут применяться роботизированные технологии их выпечки. Но пока продукция будет производиться обычным способом, технология, скорее всего, меняться не будет.

Таким образом мы с вами вывели три очень важные зависимости:

  1. при изменении объема выпуска изменяется количество потребляемых ресурсов;

  2. потребление разных ресурсов изменяется по-разному. Количество используемых сырья и материалов изменяется пропорционально объему выпуска. А количество ресурса «оборудование» изменяется дискретным образом (скачкообразно);

  3. некоторые ресурсы могут замещать друг друга. Например, вместо приобретения еще одной единицы оборудования можно увеличить время его эксплуатации и, соответственно, количество рабочих часов.

 

Ролик- иллюстрация (смотреть...)

 

Экономическая наука рассматривает производственную деятельность предприятия в разных периодах, выделяя кратчайший, среднесрочный и долгосрочный периоды. Мы уже знаем, что кратчайшим является период, в котором предприятие не может изменить величину предложения. Продолжительность этого периода зависит от длительности процесса производства и различна для разных отраслей.

За пределами кратчайшего периода предложение может меняться. И здесь главным становится вопрос, с помощью какой комбинации ресурсов обеспечивается данное изменение.

 

Давайте разберем еще один пример. Вы являетесь предпринимателем и владеете фабрикой по производству шоколадных плиток. По какой-то причине спрос на шоколадные плитки начинает расти, а вслед за ним растут и цены. Понимая, что чем больше шоколадок вы будете производить и продавать, тем больше будет ваша прибыль, вы решаете увеличить объем выпускаемой продукции.

Как именно вы будете это делать? Логично предположить, что в первую очередь будет необходимо закупить больше сырья (какао-бобов в случае с шоколадными плитками). Кроме того, необходимо либо нанять новых работников, либо увеличить продолжительность рабочего дня у старых. Нужно ли закупать новые средства производства (конвейерные линии)? Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько существенно вы хотите увеличить объем производства. Сначала ваше предприятие будет задействовать резервные мощности, не используемые ранее. По мере необходимости дальнейшего роста объема производства, можно организовать несколько рабочих смен (ведь работникам нужно отдыхать, а средствам производства – нет). Но в какой-то момент возможности дальнейшего увеличения объема выпуска при старом, фиксированном запасе средств производства, будут исчерпаны. Предприятие столкнется с необходимостью приобрести новое дополнительное оборудование, построить дополнительную фабрику и т.д.

Период времени, когда часть экономических ресурсов предприятия фиксирована (количество средств производства), а часть изменяется (объем сырья, число работников) называется среднесрочным периодом.

Период, за который предприятие меняет объем всех используемых ресурсов, экономисты называют долгосрочным.

Для чего экономисты различают среднесрочный и долгосрочный периоды?

 

Дело в том, что в разных периодах у предприятий будет разная структура затрат (издержек). В среднесрочном периоде предприятие может экономить часть затрат, связанных с оборудованием, используя имеющиеся резервы его мощности и частично замещая средства производства трудом. При этом затраты других ресурсов (сырья, материалов и труда) будут возрастать. В долгосрочном периоде возрастать будут все затраты. И при этом у предприятия появится еще одна проблема – большой единовременный расход денежных средств на приобретение оборудования, отдача от применения которого будет происходить в будущем.

Таким образом, предприятие постоянно должно решать целый ряд задач:

- какой объем продукции обеспечит ему максимальную текущую прибыль;

- какую комбинацию ресурсов необходимо использовать, чтобы снизить текущие затраты;

- следует ли сегодня вкладывать деньги в приобретение оборудования, которое снизит наши затраты (повысит наши доходы) в будущие периоды времени?

экономические ресурсы
период (кратчайший, среднесрочный, долгосрочный)
bottom of page