top of page

1.8 Спрос и предложение

(Раздел повышенной сложности)

Мы уже знаем, что такие важнейшие параметры товарного рынка как цена, величина спроса и величина предложения оказывают влияние друг на друга. Также мы знаем, что рыночное равновесие (Е) означает такое состояние соответствующих параметров, когда цена уравновешивает величину спроса и величину предложения (рис. 4).

Рис. 4. Рыночное равновесие

 

Но как именно достигается это равновесие в разные промежутки времени и что является центром притяжения, вокруг которого происходят колебания цен?

Как мы уже знаем, в кратчайший промежуток времени предложение является заданной величиной. В этих условиях, если продавцы первоначально назначат за свой товар слишком высокую цену, то они не смогут продать весь имеющийся у них запас товара и вынуждены будут снизить цены. И наоборот, если цена будет установлена на слишком низком уровне, возникнет дефицит товара, и продавцы смогут увеличить свой доход, подняв цены. То есть, в краткосрочном (кратчайшем) периоде цена уравновешивает спрос и имеющееся предложение. А в среднесрочном периоде предложение уже не является заданной величиной, а представляет собой функцию от цен предшествующего периода.

Поясним это на простом примере.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ

Допустим, что мы имеем дело с индивидуальными товаропроизводителями, выпускающими и продающими фигурки из леденцов. Пусть каждый товаропроизводитель может изготовить на продажу не более 200 фигурок. Пять производителей изготовили 1000 фигурок, чтобы продать их в воскресный день в парке. Методом проб и ошибок они выясняют, что функция зависимости величины спроса от цены имеет вид:

где P – цена за фигурку (руб./ед.).

Переписав это уравнение, мы получим, что цена равновесия определяется по формуле:

Это означает, что для того чтобы продать все 1000 штук фигурных леденцов, необходимо установить цену, равную 5 руб. за единицу.

На самом деле, конечно, мелкие товаропроизводители выяснят не формулу цены, а ее равновесное значение именно для данного объема предложения.

Конечно, кто-то из производителей (продавцов) фигурок может отказаться продавать свои изделия за 5 руб. и требовать с посетителей парка бОльшую цену, например, 6 руб. Возможно, что он даже наткнется на нескольких покупателей, которые будут готовы заплатить за леденец эту сумму. Но большая часть потенциальных покупателей, обнаружив, что рядом продаются те же самые товары за меньшую цену, предпочтет купить дешевле. Иными словами, если продавец не будет учитывать цены конкурентов, то в условиях легкого доступа покупателей к информации об этих ценах, он рискует остаться с нераспроданным товаром.

Теперь введем в рассмотрение такой важный фактор как затраты производителя. Допустим, что величина материальных затрат в расчете на производство одного леденца составляет 1,5 руб.

То есть, каждый товаропроизводитель, который произвел и продал 200 штук леденцов, заработал в этот день:

Если продавцы соответствующего товара рассматривают эту величину как нормальный дневной заработок, то на следующий выходной они снова изготовят леденцы и придут в парк со своим товаром. Если, занимаясь другими видами деятельности, например, продавая в том же парке воздушные шарики или обслуживая аттракционы, они могут заработать в день 1100 руб., то, часть из них переключится на другие, более прибыльные занятия.

Допустим, что так поступят двое из пяти продавцов (если таких продавцов будет трое или четверо логика дальнейшего развития событий не изменится, хотя значения величины предложения и соответствующего этому значению уровня равновесной цены будут иными). Если вышедших из данного бизнеса продавцов будет двое, то в следующий раз в парк придут 3 продавца фигурных леденцов и предложат на продажу 600 единиц товара. Первоначально они, скорее всего, начнут торговать по прошлой цене, но увидев, что при этой цене величина спроса явно превышает величину предложения, через некоторое время обнаружат, что цена, которая уравновешивает спрос с имеющимся объемом предложения (600 единиц) равна:

В этом случае дневной заработок каждого составит:

На следующий раз, увидев, как выросли доходы его бывших коллег-конкурентов, один из продавцов может вернуться (на самом деле могут вернуться оба, а также могут прийти новые товаропроизводители, но, как мы уже говорили, общую логику развития событий это не нарушит). Если вернется один продавец, предложение составит 800 единиц, а цены упадут до 7 руб. за леденец:

Соответственно, заработок каждого продавца составит в день:

И этот доход будет сопоставим с теми потерями, которые будут нести продавцы, отказавшись заниматься другими видами деятельности. Мы уже знаем, что эти потери (упущенные выгоды) называются альтернативными издержками.

Таким образом, продавцы (товаропроизводители) будут переходить из одних сфер деятельности в другие, пока отдача в различных сферах деятельности (заработок в день) не станет относительно равной. При этом в кратчайшем периоде цены будут устанавливаться как величина, которая должна уравновесить спрос и имеющееся предложение, а в среднесрочном периоде предложение будет складываться как реакция на разность между доходами и материальными затратами предыдущего периода. И эту разность товаропроизводители будут сравнивать с упущенной выгодой, которая характеризует складывающуюся на рынке цену труда.

 

В нашем примере в среднесрочном периоде равновесие достигается при цене, равной 7 руб. за штуку. В этом случае величины спроса и предложения леденцов составят по 800 единиц, а выручка каждого производителя (7х200 = 1 400 руб.) позволит ему покрыть все издержки: как явные (1,5х200 = 300 руб.), так и альтернативные (1100 руб. дневного заработка).

 

Это был пример простого товарного производства, где отсутствуют какие-либо барьеры входа на рынок (выхода с рынка), затраты всех производителей одинаковы и сводятся исключительно к текущим затратам на сырье, материалы и сложившемуся уровню оплаты труда. 

Теперь чуть усложним задачу, введя в рассмотрение такой фактор производства как капитал (вложения в оборудование).

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Допустим, что в некоторой отрасли, например, производстве сказочных «тип-топов», общая величина предложения товара составила 100 тыс. единиц в год (20 фирм выпустили по 5 тыс. единиц каждая).

При существующей функции спроса:

продать 100 тысяч тип-топов за год можно по цене, равной 8 тыс. руб. за один экземпляр:

Текущие затраты на производство одного тип-топа (затраты на сырье, материалы, энергию, оплату труда наемных работников и т.д.) составляют в среднем 7 тыс. руб. Но для того чтобы организовать соответствующее производство нужно было приобрести оборудование (сделать капитальные вложения) на сумму 50 млн руб. Таким образом, мы можем сказать, что отдача на вложенный капитал (ROI – return on investment) для каждой фирмы в отрасли производства тип-топов равна в год:

Если ставки по кредитам составляют 5 % в год, то отдача на капитал, вложенный в производство тип-топов, много выше, чем стоимость заемных средств.

Предприниматели, отслеживающие ситуацию с рентабельностью инвестиций, безусловно, придут к выводу, что вложение средств в производство тип-топов является выгодной инвестиций, и на следующий год в эту отрасль придут еще несколько производителей. Если количество поставщиков увеличится на 3 компании, величина предложения вырастет на 15 тыс. тип-топов. Суммарное предложение составит 115 тыс. тип-топов в год, а цена упадет до уровня 6,5 тыс. руб. за тип-топ.

При уровне текущих затрат 7 тыс. руб. за единицу производство станет убыточным. Часть производителей покинут отрасль, предложение уменьшится и цены снова вырастут. 

Если предложение сократится до 105 тыс. тип-топов в год (рынок покинут два производителя), то цена одного тип-топа станет равной 7,5 тыс. руб., а отдача на вложенные средства (ROI) составит:

То есть, 7,5 тыс. руб. – это цена равновесия в среднесрочном периоде, обеспечивающая покрытие всех затрат, включая отдачу на капитал.

ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ КАК ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ ЦЕНЫ

Как видим, и в условиях мелкотоварного производства леденцов, и в условиях капиталистического производства тип-топов наблюдается одна и та же тенденция. Сначала величина предложения является заданной, а цены подстраиваются под эту величину, уравнивая существующее предложение со спросом, величина которого является функцией от цен.

Затем предложение начинает реагировать на цены, вернее, на соотношение между доходами и затратами предыдущего периода. А центром, вокруг которого осуществляется колебание цен являются затраты на выпуск товара: явные и альтернативные (упущенная выгода). То, что в случае мелкотоварного производства в качестве упущенной выгоды выступает доход самого товаропроизводителя (плата за труд), а условиях капиталистического производства – отдача на инвестиции (плата за капитал), не имеет принципиального значения. И в том, и в другом случае мы можем трактовать имеющиеся альтернативы как цены соответствующих факторов производства – труда и капитала.

Таким образом мы получили ответ на очень важный вопрос, поставленный нами в начале данного параграфа – точкой притяжения равновесной цены в среднесрочном периоде являются издержки поставщика.

Установление рыночного равновесия – это динамический процесс, в ходе которого происходит постепенное «нащупывание» рынком той цены, которая уравнивает спрос и предложение в среднесрочном периоде. И в основе этой цены будут лежать затраты на производство соответствующего товара, как явные, так и неявные – упущенная выгода владельца основного фактора производства (труда или капитала).

bottom of page