1.3 Спрос и цены
Когда потребители принимают решение приобрести то или иное экономическое благо, они начинают формировать спрос на данное благо. Казалось бы, всем нам понятно, что такое спрос. Это желание приобрести экономическое благо. Однако, с экономической точки зрения, такое понимание не совсем верно. Если кому-то хочется купить Ferrari, то это не значит, что данный индивид формирует спрос на этот автомобиль. Желание приобрести благо должно быть подкреплено возможностью его оплатить.
Спрос (англ. demand) – это желание и возможность потребителей приобрести экономическое благо
Давайте разберем конкретный пример. Представьте себе, что вы приходите в театр и в антракте решаете заглянуть в буфет. Ваше решение, как и решение других посетителей буфета, купить или не купить бутерброд, будет зависеть от многих факторов (голодны вы или нет, большая или маленькая очередь в буфете, можно ли в данном буфете купить ваш любимый напиток или придется есть бутерброд всухомятку и др.). Ну и, конечно, вы смотрите на ту цену, по которой данный бутерброд продается.
В таблице 1 приведены соотношения цены бутерброда и количества бутербродов, которое посетители буфета захотят купить при той или иной цене. Мы видим, что цена 400 руб. является для посетителей буфета слишком высокой – по такой цене никто не будет покупать данный товар. А чем ниже будет цена, тем больше будет покупателей.
Таблица 1.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В целях упрощения мы рассматриваем ситуацию временной монополии продавца – хозяина буфета. Именно потому что у зрителей нет реального выбора между различными продавцами бутербродов, у хозяина буфета есть возможность назначать цену. В противном случае (когда покупатели могут выбирать между множеством различных предложений) продавец будет вынужден учитывать цены конкурентов. Вместе с тем и в ситуации монополии пределы свободы хозяина буфета в назначении цен на бутерброды ограничены спросом зрителей.
Давайте попробуем порассуждать, почему, чем выше цена какого-либо блага, тем меньше людей готовы его купить. Ответ очевиден: у каждого из потенциальных покупателей существует своя оценка полезности данного блага, определяющая максимальную (резервную) цену, которую он готов за это благо заплатить. Кто-то сильно голоден и готов отдать за бутерброд целых 350 руб. Кто-то очень любит бутерброды, но не готов обменивать их на денежную сумму, превышающую 300 руб. Некоторое количество посетителей оценивают полезность данного блага не выше чем в 250 руб. Другие не станут обменивать свои деньги на бутерброд, если его цена будет превышать 200 руб. и т.д.
Принимая решение о покупке (отказе от приобретения) блага, индивид сравнивает свои представления о полезности соответствующего блага и полезности той суммы денег, которую придется за него отдать. Естественно, что чем выше цена блага, тем меньше покупателей готовы платить эту сумму.
В итоге, если цена блага равняется 200 руб., то покупателями данного блага выступят не только экономические агенты, которые оценивают его полезность в 200 руб., но и те, кто готов был купить данное благо за 350, 300, 250 и 220 руб.
Данная зависимость демонстрирует закон спроса.
Закон спроса – это экономический закон, согласно которому при прочих равных условиях цена на экономическое благо и величина спроса на него находятся в обратной зависимости.
Иными словами, чем выше цена на товар или услугу, тем меньше его будут покупать. И наоборот, чем ниже цена на товар или услугу, тем больше покупателей захочет его приобрести.
Здесь очень важно учитывать поправку «при прочих равных условиях». Что это означает? Если вернуться к нашему примеру про бутерброд в буфете театра, то логично предположить, что какой бы низкой ни была цена бутерброда, вы не будете его приобретать, если вы не любите бутерброды, не голодны или бутерброд содержит в своем составе вещество, на которое у вас аллергия. Поэтому, когда мы формулируем закон спроса, мы сознательно исключаем из рассмотрения все остальные факторы, которые оказывают влияние на решение о покупке, кроме цены.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ
Как мы уже говорили, чем выше цена товара, тем меньшее количество потенциальных покупателей готово его приобрести. При конкретном значении цены данное экономическое благо купят все потребители, для которых максимальная (резервная) цена данного блага выше, чем сложившаяся рыночная цена.
Соответственно, если гражданин Иванов готов заплатить за килограмм апельсинов 150 руб., а рыночная цена на апельсины составляет 100 руб. за кг, то, приобретая килограмм апельсинов, Иванов одновременно получает дополнительную выгоду - излишек потребителя (потребительский излишек), равный 50 руб. А общий потребительский излишек будет равен сумме излишков всех покупателей.
Правда, в экономике практически нет правил без исключения. Относится это и к закону спроса. Существуют товары, величина спроса на которые снижается вслед за уменьшением их цены. Объясняется это эффектом демонстративного потребления.
ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТОВАРЫ ВЕБЛЕНА (читать далее...)
Наверное, вы обратили внимание на то, что в законе спроса цена связывается не с самим спросом, а с величиной спроса. Различие между используемыми в экономике понятиями «спрос» и «величина спроса» очень важно.
Для того чтобы понять в чем именно состоит это различие, обратимся к графической интерпретации данных таблицы 1. По вертикальной оси отложим цену (P от англ. Price), а по горизонтальной – величину спроса в натуральном выражении (QD от англ. Quantity of demand). Соединив имеющиеся в таблице комбинации «цена – количество», мы получим убывающую функцию, которая называется функцией спроса (D от англ. demand). На рисунке 1 кривая спроса показывает, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.
Рис. 1. Графическое изображение функции спроса
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
График функции спроса построен несколько непривычным образом. Аргумент функции (цена) откладывается по оси ординат, а зависимая переменная (величина спроса) по оси абсцисс. Такой вид графика предложил английский экономист Альфред Маршалл. Для чего это делается, вы поймете чуть позже, когда мы будем рассматривать взаимодействие спроса и предложения.
Величина спроса (англ. quantity demanded – QD) – это конкретное количество экономического блага, которое потребители готовы приобрести по конкретной цене в определенный момент времени в определенном месте.
В таблице 1 и на графике 1 показано, как изменяется величина спроса в ответ на изменение цены.
СКИДКИ (смотреть видео...)
Теперь давайте посмотрим, что такое изменение спроса. Спрос увеличивается тогда, когда величина спроса возрастает при каждом уровне цены. Например, театр осуществляет экспериментальную постановку, которая продолжается дольше обычного – не 2,5, а целых 5 часов. Естественно, что в таких условиях будет больше антрактов и проголодается большее количество людей.
Изменение спроса представлено в таблице 2, где при каждом прежнем уровне цены люди готовы приобрести большее количество бутербродов.
Таблица 2.
На графике данное изменение будет изображаться в виде перемещения кривой спроса вправо из положения D1 в положение D2 (см. рис. 2).
Рис. 2. Увеличение спроса
(сдвиг функции спроса вправо)
БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЧИТ ВЫГОДНЕЕ
Но вернемся к первоначальной ситуации (табл. 1) и зададим себе вопрос: что нужно сделать владельцу буфета для того, чтобы получить максимальный доход?
Очевидно, что для того, чтобы продать больше бутербродов, нужно просто назначить на бутерброды более низкую цену. Ведь мы уже знаем закон спроса: при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса. Следовательно, максимальное количество бутербродов хозяин буфета сможет продать, если назначит на бутерброды минимальную цену – 100 руб. Но максимальное количество проданных бутербродов еще не означает, что наш предприниматель получит максимальную выручку от продаж.
Выручка от продаж (TR от англ. total revenue) – сумма денежных средств, полученных от продажи определенного объема экономического блага по определенной цене.
Выручка от продаж рассчитывается по формуле:
Нетрудно заметить, что с точки зрения выручки, владельцу буфета не стоит понижать цену на бутерброды до 100 руб. за единицу, а лучше остановиться на цене равной 200 руб., так как именно при таком значении цены достигается максимальное значение величины совокупного дохода.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Снижение цены стимулирует рост объема продаж, так как при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от величины цены. Однако увеличение объема продаж в натуральном выражении не всегда приводит к увеличению выручки от продаж.
Возникает вопрос: является ли достижение максимума выручки главной целью предпринимателя?
Конечно, нет. Ведь, помимо выручки от продажи бутербродов, у владельца буфета существуют расходы, которые также зависят от того, какое количество бутербродов он сможет продать. Логично предположить, что целью предпринимателя является максимизация разности между полученными доходами и понесенными расходами.
Расходы в экономической науке называются издержками. А разность между полученными доходами и понесенными расходами (издержками) – прибылью.
Давайте предположим, что величина издержек на производство и реализацию бутербродов описывается формулой:
где Q – количество проданных бутербродов.
При этом 95 руб. – это прямые расходы на ингредиенты для бутербродов, а 1000 – затраты на оплату труда работников, которые занимаются производством и продажей бутербродов.
Тогда мы можем составить таблицу издержек и прибыли (табл. 4).
Таблица 4.
Как видим, с точки зрения прибыли, хозяину буфета выгоднее всего назначить цену 300 руб. за бутерброд. Важным также является тот факт, что при двух крайних вариантах (наиболее высокой и наиболее низкой цене) он получит не прибыль, а убыток.
Иными словами, когда увеличивается спрос, количество покупаемых в буфете бутербродов увеличивается для каждого из возможных значений цены. Если при старой функции спроса D1 владельцу буфета приходилось понижать цену с 300 руб. до 200 руб. для того, чтобы покупатели приобрели 40 бутербродов, то теперь они готовы приобрести 45 бутербродов по цене 300 руб.!
где P – цена блага, Q – количество проданных единиц блага.
Рассчитаем выручку от продаж хозяина буфета для каждой комбинации «цена – количество» (табл. 3).
Таблица 3.