© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

6.2 Совершенная конкуренция

Может возникнуть вопрос: зачем изучать то, что реально не существует?

Во-первых, модель позволяет исследовать рынки, близкие к конкурентным условиям, то есть рынки относительно однородной продукции, на которых фирмы имеют дело с высокоэластичным спросом и могут достаточно свободно входить и выходить из отрасли.

Во-вторых, на примере конкурентного рынка решается основной вопрос, стоящий перед любой фирмой: какой объем продукции следует производить для максимизации своей прибыли, то есть каковы условия экономического оптимума фирмы?

В-третьих, модель совершенной конкуренции позволяет оценить эффективность реальных отраслей и степень их монополизации.

Совершенной конкуренции присущи следующие черты:

1. Однородность продукта. Наличие большого количества совершенных заменителей подразумевает, что ни одна конкурентная фирма не может продавать свой товар по цене, хотя бы немного превышающей цену равновесия PЕ. Спрос будет абсолютно эластичным, а на графике линия спроса на продукцию каждой фирмы изображается горизонтальной прямой (рис. 6.1.).

Рис. 6.1. Кривые спроса отрасли (а) и отдельной фирмы (б)

2. Большое число фирм на рынке и их малые размеры. Малые размеры означают, что даже самая крупная из фирм мала по сравнению с масштабами рынка, и поэтому не может влиять на рыночную цену продукции, которая определяется взаимодействием всех продавцов и покупателей на рынке.

Поскольку рынок совершенной конкуренции является идеальным рынком, то довольно сложно найти совершенно однородный товар для описания этого рынка при соблюдении условия, что на рынке масса производителей и потребителей продукта. С некоторой долей условности будем считать рынком совершенной конкуренции рынок зерна и в дальнейшем рассматривать поведение зерновой фирмы.

 

ДАВАЙТЕ ПОРАССУЖДАЕМ

 

Если каждая дополнительно проданная тонна зерна будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара, то для фирмы в условиях совершенно конкурентного рынка величины средней и предельной выручки равны цене товара P, т.е. MR =AR = P. Поэтому кривые спроса, средней и предельной выручки совпадают и представляют собой горизонтальную линию, проведенную на уровне цены товара (См. Рис. 6.2).

3. Отсутствие барьеров входа. Фирма может начать производство, продолжать его или прекратить. Отсутствуют какие-либо законодательные или финансовые ограничения на вход в отрасль. Любой желающий может взять землю в аренду и начать выращивать пшеницу. Любой владелец зерновой фирмы может оставить свой бизнес, то есть зерновая отрасль удовлетворяет условию свободного входа в нее и выхода.

Совершенная конкуренция – экономическая модель рынка, на котором отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом в общие размеры спроса и предложения.

Мы уже рассматривали модель совершенной конкуренции (лекция № 5), когда обсуждали поведение фирмы, стремящейся к максимизации прибыли.

Необходимым условием достижения оптимума для отдельной фирмы, функционирующей на рынке свободной конкуренции, является равенство:

P ≈ MC

Чтобы проиллюстрировать эту зависимость вернемся к фирме «Урожай» (лекция № 5) и обратимся к таблице 6.2.

Пусть установленная рынком цена 1 т зерна равна 15 тыс. руб. Постоянные издержки, включающие в себя издержки на аренду земли, техники и оплату процентов по кредиту – 10 тыс. руб. в исследуемый период. А переменные издержки (на оплату труда и посадочный материл) возрастают по мере увеличения объема выпуска. В то же время, поскольку количество земли ограничено, начиная с какого-то момента, переменные издержки начинают расти быстрее, чем объем выпуска. Иными словами, предельные издержки сначала снижаются, а затем начинают увеличиваться.

Таблица 6.2 – Максимизация прибыли зерновой фирмой в краткосрочном периоде (условный пример)

Мы видим, что по мере увеличения урожая зерновых прибыль начинает возрастать и достигает своего максимума (25 тыс. руб.) при объёмах выпуска, равных 6 и 7 тонн. Это означает, что при достижении объема производства, равного 7 тоннам, фирме имеет смысл прекратить наращивание выпуска.

Продолжая анализ, обратимся к графической модели и рассмотрим кривые издержек совершенного конкурента – средние переменные (AVC) и предельные (MC).

Рис. 6.2. Равновесие совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

На графике точкой равновесия, в которой выполняется условие Р = МС, является точка Е и соответствующий ей объем производства QE.

КОММЕНТАРИЙ

Обратите внимание на то, что на графике есть ещё одна точка, в которой Р = MC, – точка Е1. Но в этой точке фирма несет убыток: средние переменные затраты (AVC) превышают цену реализации (Р).

Если на отраслевом рынке будет изменяться цена на зерно (горизонтальная линия (Р) будет смещаться вверх или вниз), то фирма будет выбирать другие оптимальные объёмы производства, соответствующие равенству Р=МС. Соответственно, кривая предложения совершенной конкурентной фирмы в краткосрочном периоде – это отрезок линии предельных издержек (МС), расположенный выше линии средних переменных издержек (AVC). Напомним еще раз, что, если цена опустится ниже средних переменных издержек, фирме следует прекращать производство.

До сих пор мы рассматривали краткосрочный период, который предполагает существование неизменного числа фирм в отрасли и наличие у предприятий фиксированного объема постоянных ресурсов.

В долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными. Для действующих на рынке фирм это предполагает возможность изменения размеров производства и внедрения новой технологии производства продукции, а для отрасли в целом – изменение числа фирм-производителей.

Давайте попробуем ответить на вопрос: что может заставить фирмы приходить в отрасль или уходить из нее?

Если ориентироваться на то, что фирмы стремятся к максимизации получаемой ими прибыли, то отрасли, обеспечивающие большую прибыль на вложенные ресурсы, должны быть для производителей более привлекательными, а отрасли, где отдача на вложенные средства меньше, чем при альтернативных вариантах вложения, менее привлекательными. Соответственно, фирмы будут стремиться переходить из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, и этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока прибыльность отраслей не выровняется. Такой размер прибыли называется в экономической теории нормальной прибылью.

Нормальная прибыль – это минимальный уровень прибыли, достаточный для того, чтобы фирмы считали для себя выгодным продолжение функционирования в данной отрасли.

Когда фирма уходит из отрасли А в отрасль Б, она теряет возможность получения прибыли, которую могла бы заработать в этой отрасли. Соответственно, экономическая прибыль фирмы может быть определена как разность между бухгалтерской прибылью и альтернативными издержками, равными нормальной прибыли. Поэтому в условиях совершенной конкуренции экономическая прибыль фирм в долгосрочном периоде будет стремиться к нулю.

Если уровень сложившихся в отрасли издержек позволяет отдельным производителям получать положительную краткосрочную экономическую прибыль, то действующие на рынке фирмы стремятся расширить свое производство и получить максимальную выгоду от благоприятной рыночной ситуации.

Одновременно с этим возрастает инвестиционная привлекательность отрасли, и все большее количество других, еще не работающих в этой отрасли, фирм начинает проявлять заинтересованность в проникновении на данный рынок. Появление в отрасли новых фирм и расширение деятельности старых увеличивает рыночное предложение, что ведет к уменьшению рыночной цены и, как следствие, уменьшению прибыли.

Если по каким-либо причинам рыночное предложение увеличится до уровня, при котором фирмы не смогут извлекать даже нормальную прибыль, начнется постепенный отток фирм в более прибыльные сферы деятельности и сокращение масштабов деятельности на оставшихся производствах.

Уменьшение отраслевого предложения вызывает обратный процесс. Цены начинают возрастать, убытки сокращаются, и отток фирм приостанавливается.

КОММЕНТАРИЙ

На практике регулирующие силы рынка лучше работают на расширение, чем на сжатие. Экономическая прибыль и свобода входа на рынок активно стимулируют увеличение объемов отраслевого производства. Напротив, процесс «выдавливания» фирм из чрезмерно расширенной и убыточной отрасли - длительный и крайне болезненный для фирм-участниц.

Приток и отток фирм будет продолжаться до тех пор, пока не установится долгосрочное равновесие, предполагающее выполнение трех условий:

1. Все действующие фирмы отрасли наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы и максимизируют свою прибыль (принцип рациональности):

P ≈ MC.

2. Ни у одной из фирм нет побудительных мотивов для входа или выхода из отрасли, поскольку все фирмы отрасли получают нулевую экономическую прибыль в результате установления цен на уровне минимальных издержек в долгосрочном периоде.

3. Цена на рынке такова, что совокупное предложение рынка соответствует рыночному спросу потребителей:

QS = QD.