top of page

6.3 Монополия

Если вы живёте в Москве, то электроснабжением ваших домов, офисов, больниц, улиц и других мест занимается одна компания – «Мосэнергосбыт». Решения, принимаемые этой компанией, не могут быть описаны при помощи модели совершенной конкуренции. Компания не имеет конкурентов, и поэтому у неё есть возможность оказывать влияние на цену. Тарифы на электроэнергию пересматриваются (по согласованию с регулирующими органами) каждый год, и жители Москвы, не имея возможности полностью отказаться от потребления электроэнергии, используют все способы её экономии: устанавливают двух – и трёх-тарифные счётчики, используют в осветительных приборах экономичные галогеновые и светодиодные лампы, стараются не оставлять включённым свет без необходимости.

Монополия – экономическая модель рынка, на котором существует единственный продавец (поставщик) и отсутствуют сколько-нибудь близкие товары-заменители.

1-11.png

Будучи единственным производителем (продавцом) конкретного товара или услуги, монополист находится в уникальном положении.  Фирма и отрасль становятся однозначными понятиями.

Монополии свойственны следующие черты:

1. На рынке функционирует только одна фирма-производитель.

При исследовании рынка важно иметь в виду возможность его деления на географические сегменты. Чем шире география продаж компании, тем труднее стать монополистом. Автомобили, которые производятся в Южной Корее, могут поставляться в Россию, Китай, Белоруссию и другие страны. А вот городской метрополитен может предоставлять услуги только в пределах соответствующего населенного пункта. Необходимо отметить, что на узком локальном рынке даже малый бизнес может быть монопольным. Например, аптечный киоск в небольшой деревне.

2. На рынке не существует сколько-нибудь близких товаров-заменителей для продукции монополиста.

Если вернуться к уже упоминавшемуся нами ранее метрополитену, то, несмотря на возможность передвижения пешком, на велосипеде, личном автомобиле, автобусе и т.п., в городах с высоким трафиком движения именно метро обеспечивает самый быстрый способ перемещения на большие расстояния. Преодолеть монополию аптечного киоска в деревне также возможно, если отправиться за лекарствами в другой населенный пункт. Но это отнимет у покупателей много времени и средств на дорогу.

3. Фирма-монополист является ценообразователем.

Максимально высокая рыночная власть позволяет монополисту контролировать объемы продаж и тем самым воздействовать на рыночные цены.

4. Запретительные барьеры входа.

Сохранение монопольных позиций отдельной компанией возможно лишь в условиях крайне высоких барьеров входа в отрасль, когда проникновение и деятельность на рынке других фирм являются практически невозможными или экономически неэффективными.

В значительной степени характер существующих на рынке барьеров предопределяет различные типы монополий. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Естественные монополии – монополии, основанные на положительной экономии от масштаба производства, которая столь значительна, что одна фирма может обеспечить продукцией весь рыночный спрос при меньших издержках, чем несколько открыто конкурирующих фирм. Экономия от масштаба означает, что для организации производства необходимы столь масштабные вложения, что увеличение количества фирм приводит к существенному возрастанию издержек на выпуск единицы продукции. Если несколько фирм будут строить водопроводы для обслуживания одного жилого района, то их издержки на создание необходимой инфраструктуры сделают затраты на 1 л воды чрезвычайно высокими.

Примером естественной монополии могут служить не только энергетические и водопроводные, но и транспортные компании – РЖД, Транснефть, ледокольная проводка судов.

Даже если технически возможно существование двух и более фирм на соответствующих географических сегментах рынка, экономически это нецелесообразно.

Как правило, естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка сбыта для конкретной географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) властью.

Наряду с естественными монополиями, рыночная власть которых обеспечивается эффектом масштаба, выделяют:

сырьевые монополии, рыночная власть которых связана с владением и контролем над поставками редкого или стратегически важного сырья;

локальные монополии, возникающие в связи с высокими транспортными расходами, которые приводят к формированию изолированных местных рынков;

искусственные монополии, связанные с выдачей специальных разрешений (лицензий) и/или установлением запретов (исключительных прав) на определенными видами деятельности или использование результатов интеллектуальной деятельности. Так, патент на продукцию или на технологический процесс, применяемый при ее изготовлении, может служить причиной монополизации рынка.

текст 2го уровня.png

 

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

 

14 февраля 1876 г. профессор физиологии органов речи Бостонского университета Александр Грэхем Белл получил патент на изобретение телефона. При этом историки утверждают, что первое устройство – прототип телефона было создано в 1849 г. итальянцем А. Медуччи, а в 1854 г. француз Ш.Бруссель представил описание аналогичного изобретения во Французскую Академию наук, где оно просто затерялось.

Как бы то ни было, но А.Г. Белл передал патент на телефонный аппарат созданной им компании Bell Telephone Company (в настоящее время – AT&T). Срок действия патента Белла истек только в 1894 году, а до этого компания являлась монополистом на рынке предоставления телефонных услуг.   

Власть над рынком дает фирме - монополисту возможность самостоятельно назначать цену на свою продукцию. Но эта возможность ограничена спросом. Ведь будучи единственным производителем (продавцом) своей продукции, фирма-монополист сталкивается с рыночным спросом всех потребителей своего товара. А, следовательно, она должна считаться с законом спроса, который гласит, что чем выше цена товара, тем, при прочих равных условиях, ниже величина спроса на этот товар.

В графическом виде кривая индивидуального спроса фирмы-монополиста тождественна кривой рыночного спроса, то есть имеет отрицательный наклон – линия D (рис. 6.3).

рис. 6.3.png

Рис. 6.3. Кривые спроса и предельной выручки монополии

Другими словами, монополист может продать дополнительную единицу товара, лишь снизив на него цену. Соответственно, при увеличении   цены   единицы   товара,   на   величину   выручки (R = P*Q) в двух разных направлениях действуют два фактора – повышающий – цена (P) и понижающий – объем продаж (Q). И в тех случаях, когда эффект снижения объема продаж превышает эффект повышения цены, предельная выручка монополиста (MR) становится отрицательной.

Необходимо отметить, что в условиях монополии при любом положительном значении объема выпуска линия спроса (D), характеризующая функцию зависимости величины спроса от цены, лежит выше линии предельной выручки (MR) (рис. 6.3). И это понятно. Ведь эффект понижения цены при увеличении объема выпуска распространяется не только на последнюю единицу выпуска, но и на все предыдущие.

Рассмотрим эту зависимость на условном примере. В таблице 6.3 представлены данные об основных показателях хозяйственной деятельности компании-монополиста, объем продаж которой зависит от цены единицы блага следующим образом:

фор.6.1.png

а функция совокупных затрат имеет вид:

фор.6.2.png

Таблица 6.3. Показатели хозяйственной деятельности компании-монополиста

табл.6.3.png

Как видим, максимальная прибыль достигается при объеме выпуска, равном 40 единицам. При этом одновременно выполняется уже известное нам условие MR = MC.

Поясним этот эффект графически.

На рис. 6.4 изображены линия спроса (D), линия предельной выручки (MR), кривые средних (АС) предельных (MC) издержек фирмы-монополиста.

рис. 6.4.png

Рис. 6.4. Оптимальный объем выпуска фирмы-монополиста

Из общей логики экономического мышления мы знаем, что рациональные фирмы, как и рациональные индивиды мыслят приращениями. Это означает, что фирме-монополисту выгодно повышать цену на свою продукцию ровно до тех пор, пока приращение дохода от этого повышения (размер предельной выручки) будет больше, чем приращение издержек такого повышения (величина предельных издержек). Следовательно, в точке оптимума должно выполняться равенство:

MR = MC

На графике это условие выполняется в точке E, которая образуется на пересечении линий предельных издержек (МС) и предельной выручки (MR). Точке E соответствует объем производства, равный QE, которому в условиях монополии соответствует цена PE, лежащая выше, чем точка E. То есть, в условиях монополии выполняется неравенство:

фор.6.3.png
3-1.png

НЕМНОГО МАТЕМАТИКИ (читать далее...)

Таким образом мы можем сформулировать следующий вывод:

В условиях монополии равновесный уровень цены выше, чем предельные издержки монополиста.

А это значит, что монополист получает экономическую прибыль за счет превышения цены своей продукции над предельными издержками.

На рис. 6.4 площадь четырехугольника PEKLM показывает нам размер экономической прибыли монополии, равный произведению объема выпуска монополиста (QE) на разность между ценой и величиной средних издержек (PE – AC).

Вторым следствием монопольного положения производителя является меньший, чем в условиях совершенной конкуренции объем выпуска. Объясняется данный феномен законом спроса. Завышенная по сравнению с конкурентной ситуацией цена обуславливает более низкую величину спроса.

Сравнение условий достижения равновесных состояний монополии и совершенной конкуренции позволяет нам определить издержки монополизма для общества. Экономика несет как прямой ущерб от недопроизводства товаров и услуг, так и косвенный – от перераспределения части доходов в пользу монополиста вследствие завышения рыночной цены.

Неэффективное распределение ресурсов является проявлением несостоятельности рынка и не может быть устранено без участия государства. Государственная политика в отношении монополий включает в себя три составляющие:

  • стимулирование превращения монополизированных отраслей в более конкурентные;

  • регулирование рыночного поведения монополий, в том числе государственный контроль над ценами;

  • национализация – перевод компаний-монополистов в государственную собственность.

монополия
bottom of page