© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

6.6 Заключение

  1. Стратегия поведения фирм в конкурентной борьбе определяется действием множества факторов, одним из которых выступает степень их рыночной власти.

  2. Степень рыночной власти определяют три основных фактора: количество фирм в отрасли, тип выпускаемого продукта, барьеры входа в отрасль.

  3. Рыночная власть и определяющие её основные условия отражают важнейшие характеристики моделей существующих в экономике рыночных структур. Основными моделями рынков выступают: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.

  4. Рынку в условиях совершенной конкуренции присущи следующие черты: однородность продукта; большое число фирм и их малые размеры; отсутствие входных барьеров в отрасль.

  5. Фирмы совершенно конкурентной отрасли наилучшим образом используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы и максимизируют свою прибыль при условии P = MC.   Фирмы отрасли получают нулевую экономическую прибыль в результате установления цен на уровне минимальных издержек в долгосрочном периоде.

  6. Монополия – экономическая модель рынка, на котором существует единственный продавец и отсутствуют близкие товары-заменители. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм.

  7. В условиях монополии равновесный уровень цены выше, чем предельные издержки монополиста Р > МС, то есть монополист получает экономическую прибыль за счет превышения цены своей продукции над предельными издержками.

  8. Монополистическая конкуренция – это рыночная структура в которой присутствуют черты как совершенной конкуренции, так и монополии: наличие достаточно большого числа фирм, выпуск дифференцированного товара, достаточно свободный вход фирм в отрасль и выход из неё.

  9. Для получения прибыли в условиях монополистической конкуренции необходима дальнейшая дифференциация продукта, которая, во-первых, улучшит качественные характеристики товара под запросы потребителей, во-вторых, с помощью рекламы товара приспособит спрос покупателей к характеристикам выпускаемой продукции.

  10. Олигополия – экономическая модель рынка, на котором большая часть производства и продаж осуществляется небольшим числом сравнительно крупных фирм. Фирмы – олигополисты могут производить и однородный, и дифференцированный товар.

  11. Фирмы - олигополисты, изменяя цену на свой товар, должны учитывать возможную реакцию своих конкурентов, поэтому существует множество моделей олигополий. Теоретическому обоснованию в некоторой степени поддаётся описание поведения фирм в условиях явного или тайного сговора, представляющего собой картель.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Какие факторы влияют на степень рыночной власти фирм?

  2. Какие естественные барьеры входа в отрасль вам известны?

  3. Что такое дифференциация товара?

  4. Какие базовые модели рынка рассматриваются в экономической теории?

  5. Сравните совершенную конкуренцию и монополию с точки зрения проявления ключевых признаков рыночной структуры.

  6. Чем отличаются линии спроса совершенно конкурентной фирмы и отрасли?

  7. Что в экономической теории принято называть нормальной прибылью?

  8. Почему кривая предельной выручки фирмы – монополиста располагается на графике ниже кривой его рыночного спроса?

  9. Какой фактор, помимо спроса на товар и издержки производства, должна учитывать фирма – олигополист?

  10. При каких условиях возможно длительное сохранение картельного договора?

 

Рекомендуемая литература

  1. Бернанке Б., Фрэнк Р. Экономикс. Экспресс-курс. -СПб.: Питер, 2012. - Главы 5,6,7.

  2. Хейне П., Беттке П. Дж., Причитко Д. Экономический образ мышления – М.: Вильямс, 2017. - Главы 8,9,10,11.

  3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс – Санкт Петербург: Питер, 2011 -Главы 14,15,16,17.

  4. МакКоннел К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс – М.: ИНФРА-М, 2018.