© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

3.6 Рыночное равновесие

До сих пор мы рассматривали спрос на товар и его предложение отдельно друг от друга. Теперь зададим себе вопрос, каким образом на рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара.

Мы уже знаем, что увеличение цены товара ведет к сокращению величины спроса на этот товар и одновременно стимулирует производителей наращивать производство и поставки данного товара – величину предложения. Аналогично, снижение цен увеличивает величину спроса и снижает (сразу или через некоторое время) величину предложения. На графике эти процессы отображаются двумя линиями – нисходящей (спроса) и восходящей (предложения) (рис. 3.5.)

Как мы видим, функции спроса и предложения имеют общую точку пересечения (E от англ. equilibrium), в которой находится рыночное равновесие. В данной точке вся продукция, предлагаемая продавцами, приобретается покупателями, т.е. величина спроса равна величине предложения:

Рис. 3.5. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Графически и математически все очень просто. При повышении цены одна функция (функция спроса) убывает, а другая (функция предложения) - возрастает. Общая точка, в которой пересекаются линии спроса и предложения (значения обеих функций по оси ординат и по оси абсцисс совпадают) называется точкой рыночного равновесия. А значение цены, при которой происходит выравнивание спроса и предложения (РЕ), называется равновесной или рыночной ценой.

Равновесная цена (equilibrium price – PЕ) – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемое продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько потребители готовы купить по данной цене. При любой другой цене, отличной от равновесной, рынок не сбалансирован, а покупатели и продавцы стремятся изменить ситуацию на нем.

Возьмем, например, точку Р1 (рис. 3.5), где реальная цена ниже равновесной (P1 < PЕ). В этой ситуации величина спроса будет существенно выше, чем величина предложения, и будет иметь место товарный дефицит.

Такая ситуация может иметь место в случае государственного регулирования цен. Например, государство ограничивает рост цен на товары первой необходимости. Производителям становится невыгодным их производить (поставлять), и покупатели просто не имеют возможности приобрести эти самые товары первой необходимости.

В общем случае, когда рыночные цены устанавливаются в результате свободного взаимодействия спроса и предложения, дефицит предложения товара приводит к готовности части покупателей приобретать данное благо по более высоким ценам, а, следовательно, к повышению его цены.

Если реальная цена, наоборот, выше равновесной (P2 > PЕ), имеет место избыток товара. Такая ситуация вызывает конкуренцию среди производителей продукции. Для того чтобы привлечь покупателей, они начинают снижать цены. Иными словами, избыток предложения оказывает понижающее давление на цену.

При этом необходимо отличать рыночное равновесие в статике и рыночное равновесие в динамике. В статике рыночное равновесие достигается путем уравновешивания величины спроса с величиной имеющегося предложения на основе механизма свободного ценообразования. Дефицит (недостаток предложения) ведет к росту цен – сокращению спроса, а избыток (недостаток спроса) к понижению цен – увеличению спроса. Что касается динамики, то дефицит товаров и сопутствующее ему повышение цен стимулируют увеличение будущего предложения, а избыток и связанное с ним снижение цен ведут к сокращению будущего предложения.

Вместе с тем, механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

На рынке недвижимости чаще всего существует несбалансированность спроса и предложения. Предложение недвижимости из-за длительности строительного цикла не успевает за изменяющимся в короткие сроки спросом. В результате саморегулирование рынка недвижимости с помощью цен затруднено.

На рынке недвижимости чаще всего существует несбалансированность спроса и предложения. Предложение недвижимости из-за длительности строительного цикла не успевает за изменяющимся в короткие сроки спросом. В результате саморегулирование рынка недвижимости с помощью цен затруднено.

Спецификой данного рынка является также ограниченное число покупателей и продавцов, каждый объект недвижимости уникален, а цена сильно зависит от множества факторов – местоположения, инфраструктуры, категории дома и др. Покупатели боятся мошенничества на рынке недвижимости и предпочитают иметь дело с сертифицированными профессионалами на этом рынке, имеющими репутацию и деловой имидж, что существенно ограничивает число продавцов. Осуществимость сделки определяется ожиданиями продавцов и покупателей относительно цен на недвижимость. Если эти ожидания расходятся на 10-15%, то они преодолимы, но если на 50% - сделка срывается. При отсутствии достоверной информации собственник недвижимости часто завышает цену, и спрос останавливается в ожидании понижения цен.

 

Источник: http://www.gradient42.ru/articles/article16.html