© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

3.9 Заключение

В данной главе мы познакомились с понятием «рынок», определив его как систему регулярного, преимущественно денежного, взаимовыгодного, добровольного и состязательного обмена благами. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цены.

Спрос представляет собой желание и возможности потребителей приобрести благо. Важно разделять понятия «спрос» и «величина спроса». Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях величина спроса на экономическое благо находится в обратной зависимости от его цены. Под величиной спроса подразумевается конкретное количество экономического блага, которое потребители готовы приобрести по конкретной цене в определенный момент времени. Таким образом, цена блага влияет на величину спроса. На спрос влияют иные, неценовые факторы, такие как доходы и число потребителей, их вкусы и предпочтения, сезонность, ожидания потребителей, цены на блага-субституты и блага-комплементы и др.

Спросу противостоит предложение - возможность и желание продавцов (поставщиков) продать товар на рынке. Так же как в случае со спросом, нужно разделять понятия «предложение» и «величина предложения». Согласно закону предложения, при прочих равных условиях величина предложения экономического блага тем больше, чем выше его цена. Величина предложения – это количество экономического блага, которое продавцы готовы продать по конкретной цене в данный промежуток времени. Таким образом, на величину предложения влияет изменение цены. А на само предложение оказывают влияние неценовые факторы, такие как технология производства, цены на ресурсы, налоги и субсидии, число производителей, а также их экономические ожидания и др.

Взаимодействие спроса и предложения в идеальных условиях приводит к равновесию, когда на рынке устанавливается такая цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

Для характеристики зависимости величин спроса или предложения от цены блага экономисты используют понятие «эластичность по цене». Эластичность по цене показывает, насколько изменится величина спроса (предложения) блага при изменении его цены на 1 процент. Чем больше эластичность спроса (предложения) по цене, тем сильнее чувствительность соответствующей функции (спроса или предложения) к изменению своего аргумента (цены).

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные предпосылки возникновения рынка?

  2. В чем заключается разница между экономическими категориями «спрос» и «величина спроса»?

  3. Какие неценовые факторы оказывают влияние на спрос?

  4. Чем объясняется отрицательная зависимость между величиной спроса и ценой?

  5. Что такое инфериорные блага?

  6. В чем заключается разница между экономическими категориями «предложение» и «величина предложения»?

  7. Какие неценовые факторы влияют на предложение?

  8. В каких случаях на рынке возникает дефицит или избыток товаров?

  9. Какие факторы оказывают влияние на эластичность спроса по цене?

  10. Какие факторы оказывают влияние на эластичность предложения по цене?

Это текст. Нажмите, чтобы отредактировать и добавить что-нибудь интересное.