© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

5.6 Заключение

В данной главе мы разобрали основные положения теории поведения фирм в целом и особенности максимизации прибыли конкурентными фирмами. Общие выводы главы:

1. Фирмы стремятся к максимизации прибыли от своей хозяйственной деятельности, то есть разницы между выручкой от реализации (общим доходом) и общими издержками производства и реализации продукции.

2. Общие издержки фирмы состоят из явных и неявных издержек. Явные (бухгалтерские) издержки – это фактические затраты фирмы на оплату используемых ею ресурсов. Неявные (альтернативные) издержки – это издержки, связанные с выбором конкретного способа использования уже имеющегося у владельца фирмы ресурса, то есть издержки включения в процесс производства якобы бесплатного ресурса, который мог бы приносить доход при альтернативном варианте его использования.

3. При рассмотрении производственной деятельности фирмы важно понять, какой период анализируется. В кратчайшем периоде фирма не может изменить величину предложения. В краткосрочном периоде величина предложения может изменяться, но некоторые факторы производства (хотя бы один) остаются неизменными.  В долгосрочном периоде все факторы производства могут меняться.

4. В краткосрочном периоде можно выделить следующие особенности, связанные с изменением объема производства фирмы. При увеличении переменного фактора производства объем выпуска увеличивается, но это увеличение носит неравномерный характер: сначала предельный продукт переменного фактора производства может увеличиваться – из-за эффекта специализации, а потом обязательно начинает уменьшаться – из-за ограниченности постоянных факторов производства.

5. Уменьшающаяся отдача от переменного фактора производства не означает, что фирма не будет наращивать его использование. При прочих равных условиях она будет задействовать каждый фактор до тех пор, пока предельная выручка от его использования будет превышать предельные издержки от его использования.

6. В долгосрочном периоде для нахождения оптимального размера фирмы имеет значение характер отдачи от масштаба. Так, при возрастающей отдаче от масштаба фирме выгодно стать больше по размеру.

7. Оптимальный объем производства достигается в точке, где предельная выручка от производства дополнительной единицы блага (MR) становится равной предельным издержкам (МС) на выпуск этой единицы.

8. В краткосрочном периоде фирме может быть выгодно продолжать производство даже в условиях, когда общие издержки выше величины общей выручки (фирма несет убытки). Этот эффект связан с необратимыми затратами, которые фирма уже понесла. Кроме того, достаточно часто фирма не может мгновенно прекратить производство и ей имеет смысл подождать изменения конъюнктуры, ориентируясь в краткосрочном периоде на минимизацию величины убытка.

 

Вопросы для самопроверки

  1. Почему неявные издержки следует включать в общие издержки фирмы?

  2. Чем отличаются средний и предельный продукт фирмы? Средние и предельные издержки?

  3. Почему предельный продукт переменного фактора может быть отрицательным?

  4. Почему в условиях совершенной конкуренции цена равна предельной выручке фирмы?

  5. Почему средние переменные издержки фирмы сначала убывают с ростом объёма выпуска, а потом возрастают? Ответьте на те же вопросы применительно к общим средним издержкам.

  6. Почему кривая долгосрочных средних общих издержек фирмы состоит из «кусочков» кривых краткосрочных средних общих издержек?

 

Рекомендуемая литература

  1. Мэнкью Н., Тейлор М. Экономикс. СПб.: Питер, 2013.

  2. Кругман П., Веллс Р., Олни М. Основы экономикс: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2011.

  3. Хейне П., Боуттке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. М.: Вильямс, 2017.