© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

5.1 Прибыль как цель деятельности фирмы

Предположим, что вы решили организовать внутри торгового центра фирму по продаже «на вынос» свежеприготовленного кофе под названием «Кофемаг». Чем вы будете при этом руководствоваться? Во-первых, вы, наверное, захотите, чтобы этот бизнес приносил доход, а во-вторых, чтобы эта деятельность сама по себе приносила вам удовлетворение. Если бизнес окажется успешным, вы вполне вероятно захотите увеличить число точек, где будет продаваться ваш кофе, и вам придется нанимать дополнительных сотрудников. Скорее всего, вам также придется брать кредит в банке, займы у знакомых или привлекать средства каким-либо иным способом.

Данная ситуация иллюстрирует деятельность по созданию и развитию фирмы. Фирмами мы называем субъектов рынка, которые производят товары или услуги на продажу, нанимая для этого работников, привлекая финансовые ресурсы, покупая сырье, материалы, компоненты, арендуя (или покупая) землю или помещения. Другими словами, фирмы используют факторы производства – труд, капитал, землю – для производства экономических благ, которые они поставляют на рынок. В большинстве случаев целью деятельности фирмы является получение прибыли, т.е. разности между общей выручкой от реализации продукции (работ или услуг) и общими издержками – понесенными ею затратами. В виде формулы это можно записать следующим образом:

где П – прибыль, TR – общая выручка (или совокупный доход фирмы), TC – общие издержки.

Общая выручка от реализации – это сумма средств, полученных фирмой в результате продажи произведенной ею продукции.

Прибыль – это разность между общей выручкой и издержками фирмы.

В большинстве случаев фирмы хотят получать не просто прибыль, а максимальную прибыль от вложенных в производство ресурсов (об этом нам говорит традиционная теория фирмы).

Если фирма производит один продукт, то ее общая выручка равна:

где P – цена единицы продукции; Q – объем продаж.

В условиях свободной конкуренции фирма не может произвольным образом устанавливать цены, поскольку потребители имеют возможность выбора. Если один из производителей вдруг решит заработать с помощью повышения цен, покупатели просто станут покупать точно такой же товар у других. Соответственно, рыночная цена на производимое благо (в нашем случае – кофе) является заданной извне – сложившейся в данный момент на рынке. А фирма выступает в роли ценополучателя.

Если фирма «Кофемаг» будет продавать 220 стаканчиков кофе в день по цене 100 руб. за стаканчик, ее дневная выручка составит:

Издержки фирмы складываются из стоимости потребленных ею ресурсов и платы за пользование теми ресурсами, которые фирма арендует у других экономических агентов.

Предположим, что для организации своей фирмы вы сняли небольшое помещение. Пусть арендная плата за него составляет 2,5 тыс. руб. в день, вы берете в аренду две кофе-машины (1 тыс. руб. в день) и нанимаете себе в помощники 2-х бариста (специалистов по приготовлению кофе), работающих посменно по полдня. Заработная плата одного бариста – 2 тыс. руб. за смену, итого 4 тыс. руб. в день. Кроме того, вам известно, что материальные затраты на производство кофе (кофейные зерна, вода и сахар) составляют 40 руб. на стаканчик.

Тогда явные (бухгалтерские) издержки вашей фирмы будут равны:

Бухгалтерские (явные) издержки – фактические затраты фирмы на оплату используемых ею ресурсов.

КОММЕНТАРИЙ

Термин «бухгалтерские» означает, что соответствующие издержки отражают реальные оттоки денежных средств и учитываются при ведении бухгалтерского учета. Однако, строго говоря, бухгалтеры оперируют не фактическими, а начисленными доходами и расходами. То есть, иногда приравнивают к доходам задолженность потребителей, а к расходам – задолженность фирмы (и в том, и в другом случае речь идет о ситуации, когда товар куплен, но еще не оплачен). Но в нашем конкретном случае мы предполагаем, что все расчеты с контрагентами осуществляются в момент совершения сделки. Покупатели сразу платят за кофе, а магазин сразу расплачивается со своими поставщиками, арендодателем и прочими контрагентами.

Однако на самом деле 16 300 руб. – это только видимая часть ваших издержек. Из первой лекции мы помним, что помимо явных издержек, связанных с действительным расходованием денежных средств, существуют еще неявные издержки – издержки упущенных возможностей.

Каковы будут эти издержки в примере с фирмой «Кофемаг»? Они будут равны упущенной заработной плате хозяина бизнеса. Ведь выполняя функции управляющего, кассира, продавца, бухгалтера и пр., вы теряете заработную плату, которую могли бы получать, работая по найму в другом месте.

Если до того, как организовать собственный бизнес, вы были маркетологом в другой компании, и ваша заработная плата составляла 5 тыс. руб. за рабочий день, то величина ваших неявных (альтернативных) издержек и будет равна 5 тыс. руб. Следовательно, общие экономические издержки фирмы «Кофемаг» в день составят сумму:

А прибыль фирмы за день будет равна:

Такую прибыль экономисты называют экономической прибылью, отличая ее от бухгалтерской, которая учитывает только явные издержки.

Бухгалтерская прибыль – это разность между общей выручкой фирмы и ее явными издержками.

Экономическая прибыль – это разность между общей выручкой фирмы и общими (явными и неявными) издержками.

Таким образом, общие (экономические) издержки фирмы складываются из явных и неявных издержек:

где ЕС – явные издержки фирмы; ОС – неявные издержки.

А экономическая прибыль меньше бухгалтерской на сумму неявных (альтернативных) издержек.

На схеме показано соотношение понятий «бухгалтерские издержки», «экономические издержки», «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль».

Вооружившись полученными знаниями, мы можем посчитать экономическую прибыль (убыток) владельца маленькой фирмы по оказанию маникюрных услуг.

ПРИМЕР 1

Владелец фирмы, он же мастер по маникюру, использует в качестве рабочего кабинета принадлежащую ему комнату, которую мог бы сдавать в аренду за 10 тыс. руб. в месяц. Раньше он работал в салоне и зарабатывал 90 тыс. руб. в месяц.

В настоящее время выручка фирмы составляет 120 тыс. руб. в месяц. Ежемесячные издержки фирмы на расходные материалы равняются 20 тыс. руб. Владелец фирмы полагает, что прибыль его фирмы составляет 100 тыс. руб. в месяц.

А как думаете Вы?

На самом деле, как мы уже знаем, 100 тыс. руб. – это бухгалтерская прибыль. Для расчета экономической прибыли нам нужно учесть также неявные (альтернативные) издержки, которые составляют в сумме 100 тыс. руб. (90 тыс. руб. – упущенная заработная плата и 10 тыс. руб. – упущенный доход от сдачи комнаты в аренду).

Если мы вычтем из бухгалтерской прибыли неявные издержки, то обнаружится, что экономическая прибыль нашего героя равна нулю.

Из этого не следует, что владелец фирмы занимается абсолютно бессмысленной деятельностью. Помимо денег предприниматель  может руководствоваться и такими мотивами как свобода, удовольствие от работы и т.п.

Но при этом необходимо понимать, что прибыль его фирма не зарабатывает.

Стоит отметить, что фирмы не всегда несут неявные издержки. Так, если бы вы, как владелец фирмы «Кофемаг», назначили себе заработную плату, равную все тем же 5 тыс. руб. в день, то величина экономической прибыли вашей фирмы осталось бы прежней, но все издержки стали бы явными.