top of page

4.6 Заключение

Мы разобрали основные положения двух теорий потребительского поведения – кардиналистской и ординалистской, и выявили следующие ключевые особенности потребительского поведения:

  1. Индивиды стремятся выбрать из множества доступных им благ те, которые приносят им наибольшую полезность.

  2. При осуществлении выбора потребители сравнивают между собой предельную полезность благ, т.е. удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы каждого блага.

  3. Поскольку денежные средства покупателя ограничены, отдача предельной полезности на вложенные средства становится основным критерием выбора.

  4. Возможности приобрести то или иное благо зависят не только от имеющегося дохода, но и от соотношения цен на товары. И если цены изменяются, выбор потребителя может меняться.

  5. Изменение цен порождает для потребителя два эффекта: эффект дохода и эффект замещения.

  6. Эффект дохода проявляется в изменении спроса на благо в результате изменения реального дохода потребителя, вызванного ростом или снижением цен на товары и услуги.

  7. Эффект замещения выражается в том, что покупатель может заменить в своем потреблении одни блага другими, если их цены относительно друг друга изменяются.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит главная цель поведения потребителя с точки зрения экономической науки?

2. Чем различаются общая и предельная полезность?

3. Верно ли утверждение, что с ростом объема потребления блага его предельная полезность уменьшается?

4. От чего зависит реальный доход потребителя?

5. Можно ли утверждать, что чем выше цены, тем ниже номинальный доход потребителя?

6. Перечислите допущения (аксиомы) ординалистской теории полезности.

Рекомендуемая литература

1. Хейне П., Беттке П. Дж., Причитко Д. Экономический образ мышления – М.: Вильямс, 2017.

2. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс – Санкт Петербург: Питер, 2011.

3. МакКоннел К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс – М.: ИНФРА-М, 2018.

bottom of page