top of page

1.2 Простое воспроизводство

 

Выше мы описали исторический процесс возникновения рынков и эволюцию хозяйствующих субъектов. Теперь давайте рассмотрим, какие экономические процессы происходят в национальном хозяйстве на макроуровне и какие агенты являются основными участниками данных процессов.

Современная экономика представляет собой сложную иерархическую систему взаимосвязанных элементов. Ежесекундно в мире происходит огромное число хозяйственных операций, в которые вовлечено множество экономических субъектов. Однако на данный момент главной целью для нас является понимание базисных экономических процессов. Для этого в самом начале рассмотрим простейшую гипотетическую модель национального хозяйства, состоящую только из частного сектора, в рамках которой экономические агенты не формируют сбережений (т.е. тратят все заработанные средства) (рис. 2). Под частным сектором экономики будем понимать совокупность всех домохозяйств и фирм, действующих в рамках национального хозяйства.

Рис. 2. Взаимодействие фирм и домашних хозяйств

В такой гипотетической экономике взаимодействуют между собой две группы участников: домохозяйства и фирмы.

Домохозяйство – это хозяйственная организация, в рамках которой происходит производство продукции для собственного потребления и воспроизводство самого человека. 

 

На бытовом языке домохозяйства обычно называются семьями.

Если рассматривать домохозяйства исключительно с экономической точки зрения, то их базовой целью является удовлетворение потребностей (максимизация полезности). При этом потребности домохозяйств могут удовлетворяться двумя способами: на основе непосредственного производства благ в рамках домашнего хозяйства (приготовление пищи, выращивание овощей, пошив одежды и т.п.) или путем зарабатывания денежных средств, которые можно будет направить на приобретение экономических благ (товаров и услуг).

В условиях разделения труда второй способ является экономически более эффективным, поэтому домохозяйства стремятся получать как можно больше денежных средств. Но чтобы получать денежные средства, они должны что-то продавать. Как мы уже знаем, главный объект купли-продажи, который есть у домохозяйств – это труд его участников.

В реальной жизни домохозяйства могут продавать не только право пользования их рабочей силой (труд), но и права пользования другими принадлежащими им ресурсами – землей, денежными средствами, объектами недвижимости или интеллектуальной собственности (авторские права, патенты и т.д.). Но в самой простой модели мы отвлечемся от всех иных источников доходов домохозяйств и сосредоточим свое внимание на труде.

Фирма – это использующая наемный труд хозяйственная организация, которая производит продукцию (товары, услуги) на продажу с целью получения прибыли.

 

На бытовом языке фирмы называются компаниями.

 

Фирмы, в свою очередь, делятся на две категории:

1) фирмы, которые производят продукцию, предназначенную для потребления (предметы потребления). Покупателями производимой ими продукции являются домохозяйства;

2) фирмы, которые производят средства производства. Покупателями их продукции выступают другие фирмы.

В современной экономике фирмы первого рода обозначают символом В2С (business to citizens), а фирмы второго рода – B2B (business to business).

Конечно, в реальной жизни одна и та же фирма может работать сразу на два рынка – реализовывать продукцию как домохозяйствам, так и другим фирмам. Например, мелькомбинат может производить муку для поставок хлебозаводам и пекарням и в то же время реализовывать часть своего товара через розничные торговые сети, которые продают муку непосредственно населению.  Однако данный факт не является принципиальным с точки зрения основ функционирования национального хозяйства.

 

Рассмотрим, как взаимодействуют между собой выделенные нами типа агентов: домохозяйства, фирмы В2С и фирмы В2В.

Домохозяйства продают фирмам факторы производства, прежде всего, труд своих участников, а покупают предметы потребления.

Факторы производства – это экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.

 

Как продавцы домохозяйства взаимодействуют с обоими типами фирм, как покупатели – с фирмами B2C.

Фирмы В2С продают свою продукцию домохозяйствам. У домохозяйств они приобретают рабочую силу (наемный труд), а у фирм В2В – средства производства.

То есть, как продавцы фирмы В2С взаимодействуют с домохозяйствами, а как покупатели – и с домохозяйствами, и с фирмами В2В.

Фирмы В2В продают свою продукцию фирмам В2С. И покупают труд у домохозяйств.

В реальной жизни часть фирм В2В может продавать свою продукцию другим фирмам В2В. Но мы сейчас рассматриваем этот сектор как агрегат.

То есть, как продавцы они взаимодействуют с фирмами В2С, а как покупатели – с домохозяйствами.

Мы описали процесс функционирования трех рынков (рис. 3-5).

Рис. 3. Рынок труда

Рис. 4. Рынок средств производства

Рис. 5. Рынок предметов потребления

 

На рынке труда объектом купли-продажи является рабочая сила (наемный труд). За продаваемый ими ресурс (труд) домохозяйства получают вознаграждение в виде заработной платы. Заработная плата, которая является доходом домохозяйств, выплачивается фирмами (как B2B, так и B2C) и представляет собой часть их затрат (издержек).

На рынке предметов потребления реализуются товары, работы и услуги, используемые для непосредственного удовлетворения потребностей домохозяйств. Расходы домохозяйств конвертируются в выручку фирм B2C. Таким образом, то, что домохозяйство заработало в виде заработной платы, в конечном счете будет израсходовано на приобретение продукции фирм В2С.

На рынке средств производства покупаются и продаются экономические ресурсы, используемые для производства других экономических благ (здания и сооружения производственного назначения, машины, станки, оборудование и т.д.). Соответствующие расходы фирм B2C конвертируются в доходы фирм B2B.

Таким образом, в рамках нашей модели происходит кругооборот денежных средств (в виде заработной платы, выручки от реализации и издержек на закупку средств производства и труда) и экономических благ (товары и услуги, средства производства, труд).

домохозяйство
фирма
факторы производства
bottom of page