1.6 Внешнеэкономическая деятельность
Когда мы рассматриваем национальное хозяйство, необходимо учесть, что внутренние экономические агенты любой страны (и фирмы, и домохозяйства, и государство) могут приобретать продукцию, произведенную как внутри этой страны отечественными фирмами, так и за ее пределами – иностранными производителями. Аналогично отечественные фирмы могут продавать свою продукцию не только внутренним экономическим агентам, но и своим иностранным партнерам. Следовательно, для понимания кругооборота благ и услуг нам необходимо включить в рассмотрение еще один аспект – внешнеэкономическую деятельность.
Если отечественные компании (внутренние экономические агенты) продают свою продукцию иностранным агентам, мы имеем дело с экспортом продукции. Если отечественные экономические агенты покупают товары и услуги иностранного производства – с импортом.
Экспорт – это товары и услуги, приобретаемые иностранными экономическим агентами у отечественных.
Импорт – это товары и услуги, которые отечественные (внутренние) экономические агенты приобретают у иностранных.
Соответственно, объем экспорта – это стоимость товаров и услуг, продаваемых отечественными компаниями за границу. А объем импорта – стоимость товаров и услуг, приобретаемых отечественными агентами у иностранных производителей.
На рис. 10 изображена модель открытой экономики.
В результате экспортно-импортных операций в страну либо притекают денежные средства (в случае, если страна как совокупность внутренних экономических агентов продает товаров и услуг на бОльшую сумму, чем покупает), либо денежные средства утекают из страны (страна приобретает зарубежных товаров и услуг на сумму бОльшую, чем продает). Разница между объемами экспорта и импорта в стоимостном выражении называется «чистый экспорт» (NX англ. Net eXport) и рассчитывается как:
где NX – чистый экспорт; Ex – объем экспорта; Im – объем импорта.
Рис. 10. Модель открытой экономики
Если величина чистого экспорта положительна, то страна продает товаров и услуг на бОльшую сумму, чем покупает (положительное сальдо счета текущих операций). Если наоборот – страна называется чистым импортером и приобретает товары и услуги на сумму, превышающую полученные доходы от реализации отечественных товаров и услуг иностранным агентам.
ДАВАЙТЕ ПОРАССУЖДАЕМ
Как вы думаете, Россия – это чистый экспортер или чистый импортер?
Ответ: чистый экспортер.
Это хорошо, так как в страну притекают деньги (стоимость купленных страной товаров и услуг меньше, чем стоимость проданных).
А вот структура нашего экспорта/импорта достаточно примитивна.
К сожалению до сих пор существенную долю в стоимостном объеме экспорта занимает продукция с низкой добавленной стоимостью (низкой степенью переработки), например, сырьевые товары, а импортируем мы продукцию с большой добавленной стоимостью, например, технологии.
ВАЛЮТНЫЙ КУРС
Когда мы говорим о внешнеэкономической деятельности, необходимо помнить, что данный вопрос тесно связан с валютным курсом. Практически каждая страна имеет свою денежную единицу и необходим некий общий эквивалент, который позволит разным странам торговать друг с другом.
В большинстве случаев в качестве средства платежа в международной торговле используются доллар США и ЕВРО. Всем нам знакомы вывески банков и обменных пунктов, на которых чаще всего указывается стоимость одного доллара США и одного ЕВРО в рублях (курс валюты). Соотношение стоимости одной валюты по отношению к другой очень сильно влияет на объемы экспорта и импорта.
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
Давайте разберем, каким образом, валютный курс влияет на объемы экспорта и импорта.
Предположим, что семья переехала в новую квартиру и решила не перевозить старую мебель, а приобрести новую. Для того чтобы решить, какую мебель покупать, семья сравнивает ценовые предложения разных производителей (иностранных и отечественных). Оказывается, что мебельный гарнитур иностранного производства стоит 2000 ЕВРО, а отечественный – 100 000 рублей.
Для того, чтобы купить иностранный товар, семье нужно либо самой оплатить гарнитур напрямую зарубежной компании (для этого нужно будет обменять рубли на ЕВРО), либо заплатить рубли специальной компании-посреднику, которая в дальнейшем так или иначе обменяет эти рубли на ЕВРО для совершения платежа.
Таким образом, денежная сумма в рублях, которая будет направлена на приобретение гарнитура, зависит от того, каким будет курс рубля по отношению к ЕВРО. Если один ЕВРО стоит 40 рублей, то стоимость иностранного гарнитура составит 80 000 рублей, а если 70, то эквивалентная стоимость в рублях будет уже 140 000 рублей.
То есть несмотря на то, что качественные характеристики гарнитура не стали лучше, а также не изменилась стоимость его производства, для российских покупателей он стал почти в два раза дороже.
Предположим, что максимальный бюджет, который семья может направить на приобретение мебельного гарнитура составляет 100 000 рублей. Значит, если курс евро будет равен 40 руб./евро, то семья сможет купить себе иностранную мебель и данная сделка увеличит объем импорта для нашей страны и объем экспорта для страны-продавца. А если курс будет выше, чем 50 руб./евро, то семья будет вынуждена приобрести мебель отечественного производства, и данная сделка никак не повлияет на объемы экспорта и импорта.
Таким образом, чем выше курс иностранной валюты, тем менее выгодно приобретать иностранные товары и услуги, а, следовательно, тем ниже объем импорта.
А что происходит с экспортом? Например, американские туристы приезжают к нам в страну и приобретают сувенирную продукцию. Для совершения сделок купли-продажи на территории нашей страны им нужно обменять доллары на рубли. Если курс доллара по отношению к рублю составляет 30 руб./доллар, то каждые за каждые сто долларов иностранцы получат 3000 рублей. Если же курс составит 60 руб./доллар, то в результате обмена валюты у туристов будет на руках уже 6000 рублей.
То есть они смогут приобрести сувениров в два раза больше, хотя ни стоимость сувениров (в рублях), ни их качество не изменились. Значит, чем ниже курс рубля, тем выгоднее иностранцам приобретать продукцию производителей нашей страны (объем экспорта увеличивается).
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Во времена СССР существовал дефицит товаров народного потребления, вызванный как отсутствием свободного ценообразования, так и относительной неразвитостью отраслей легкой и пищевой промышленности. Кроме того, в силу закрытых границ и государственной монополии на внешнюю торговлю, на территории практически невозможно было купить импортную продукцию.
После перехода к рыночному ценообразованию и открытию границ в страну хлынул поток импортной продукции. Население, после многолетнего дефицита, с большим удовольствием покупало сникерсы, жвачки, спортивные костюмы, бытовую технику и многое другое.
Именно в 90-ые годы в России появляются так называемые «челноки» - граждане, которые ездили в зарубежные страны, приобретали там товары потребления, привозили их с собой в багаже и реализовывали (поставляли) их на российских розничных рынках. Доля импорта в торговле была существенна (официальная статистика не может в полной мере охарактеризовать ситуацию, так как существенная часть завезенного в Россию товара не декларировалась, т.е. являлась контрабандой).
Импортная продукция резко подорожала в 1998 году, когда в августе очень сильно вырос курс доллара (в начале 1998 года один доллар стоил около 6 рублей, а августе больше 20 рублей). Резкое удорожание зарубежных товаров и услуг привело к снижению импорта, а отечественная продукция стала более конкурентоспособной.
Таким образом, российские производители получили существенные ценовые преимущества. Похожая ситуация наблюдалась в России и во второй половине 2014 года – курс рубля упал по отношению к ведущим валютам больше, чем в два раза. Именно в этот период активно начинает использоваться термин «импортозамещение», что подразумевает переключение потребления с иностранных товаров на отечественные по причине роста валютного курса, а также в виду ограничительных мер (экономических санкций), принятых в отношении нашей страны западными странами и нашей страной в качестве ответной меры.