© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

1.4 . Роль государства

До настоящего времени в нашем анализе мы абстрагировались от участия в экономике очень важного агента, без которого невозможно нормальное функционирование национального хозяйства. Этот агент – государство.

Можно долго перечислять, какие именно функции выполняет государство в современной экономике, но самыми главными из этих функций являются охранительная и перераспределительная.

Первая означает, что государство стоит на страже общих интересов всех экономических агентов, в частности, не позволяет отдельным экономическим агентам нарушать установленные правила хозяйственного взаимодействия и права других лиц, а также не выполнять взятые на себя обязательства.

Вторая отражает тот факт, что государство забирает (изымает) часть средств экономических агентов для того, чтобы направлять их на финансирование общих нужд.

КОНЦЕПЦИЯ НОЧНОГО СТОРОЖА

Один из родоначальников классической политической экономии Адам Смит сравнивал государство с ночным сторожем, полагая что в рыночной экономике государство должно устанавливать правила взаимодействия экономических агентов на рынке и обеспечивать исполнение этих правил. Все остальное рынок может сделать сам. Данная концепция получила название Laissez-faire (с фр. - «позвольте-делать») или принцип невмешательства.

Основным аргументом сторонников принципа невмешательства является утверждение, что рыночная экономика – это саморегулируемая система. Опираясь на частную собственность и свободную конкуренцию, рыночная экономика сама находит оптимальное равновесие на основе взаимодействия спроса и предложения. Основным механизмом координации деятельности экономических агентов выступает свободное ценообразование, благодаря которому обеспечивается эффективное распределение ресурсов. Экономические агенты, руководствуясь собственными интересами, направляются «невидимой рукой», которая обеспечивает осуществление интересов других лиц и общества в целом. Фирмы (товаропроизводители) в погоне за прибылью производят продукцию, которая удовлетворяет потребности домашних хозяйств. А домашние хозяйства предоставляют в пользование фирм принадлежащие им факторы производства, чтобы заработать средства для удовлетворения своих потребностей.

В этой картине мира главной целью государства является «сохранение и защита естественных прав человека на свою жизнь, свободу и имущество» Дж. Локк.

 

Однако данная теория носит идеализированный характер, прежде всего, потому что не учитывает такой феномен как провалы рынка.

Провалы рынка – это рыночные ситуации, при которых механизм спроса и предложения не может обеспечить эффективное распределение ресурсов.

Эффективное распределение ресурсов – распределение ресурсов, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и невозможно увеличить чью-либо долю в общем результате, не сократив долю другого экономического агента.

 

Провалы рынка обуславливают необходимость существования другой функции государства – перераспределительной.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА

Существуют такие блага, потребности общества в которых не могут быть эффективно удовлетворены на основе свободного взаимодействия спроса и предложения. Прежде всего, это так называемые неисключаемые блага.

Неисключаемые блага – это блага, доступ к которым (их потребление) невозможно ограничить после того, как они произведены.

В качестве примеров таких благ можно привести освещение улиц или свет маяка. Если освещение уже имеет место, то получать свою порцию полезности от потребления данного блага могут как те, кто за него заплатил, так и те, кто просто находится в это время на улице или в море. Те же самые рассуждения применимы к такому благу как охрана общественного порядка.

ВОПРОС

Как Вы думаете, могут ли жители дома исключить из потребителей таких благ как лестницы, лифты, цветы на этажах и прочие атрибуты благоустройства подъезда тех жильцов, которые не вносят плату за содержание мест общего пользования?

Могут ли жители дачного поселка не разрешать пользоваться общими дорогами или общей охраной поселка тем дачникам, которые не участвуют в их финансировании?

В ситуации невозможности исключения экономического агента из доступа к уже существующему благу для отдельного агента выгодным, хотя и аморальным типом поведения становится не платить за потребление, а попытаться получить такое благо даром. Соответственно, если поставщики данного блага будут ориентироваться на платежеспособный спрос, предъявляемый каждым экономическим агентом в отдельности, они вполне возможно не смогут покрыть свои затраты (вариант – агенты, которые несут расходы на оплату доступа к неисключаемым благам, будут платить за это очень высокую цену). В экономической теории данная проблема называется проблемой безбилетника.

Проблема безбилетника – получение потребителями выгод в результате пользования благами без участия в возмещении издержек на их производство и/или содержание.

 

Очевидно, что наиболее справедливым способом решения проблемы безбилетника будет изменение способа финансирования производства неисключаемых благ – переход от модели частного спроса (спроса, который предъявляют отдельные лица), к модели общего спроса – спроса, который предъявляется от имени всего общества его уполномоченным представителем. Но для того, чтобы государство как уполномоченный представитель общества могло финансировать производство данного вида благ, необходимо, чтобы у него был для этого специальный фонд – государственный бюджет.

Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств государства в расчете на определенный период.

Посмотреть статьи расходов государственного бюджета на текущий год...

 

Кроме благ, которым присущ признак неисключаемости, существуют блага, неконкурентные в потреблении.

Неконкурентное в потреблении благо – это благо, потребление которого одним агентом не оказывает влияния на количество данного блага, которое остается доступно другим агентам.

 

Все уже приведенные нами примеры неисключемых благ являются одновременно неконкурентными в потреблении. Действительно, сколько бы индивидов не пользовалось уличным освещением, его количество не уменьшается. Как не уменьшаются от потребления свет маяка или охрана общественного порядка.

Однако понятие «неконкурентные блага» шире, чем понятие «неисключаемые блага». Например, морской песок, пресная вода, автомобильные дороги, подземные переходы, места для парковок могут быть неконкурентными в потреблении по причине существенного превышения их объема над величиной имеющихся потребностей (свободные блага). Однако это не будет означать, что какие-то экономические агенты не могут быть исключены из доступа к данным благам.

Способы исключения могут различаться:

- ограничение круга лиц, которые имеют доступ к данному благу, членами определенной общности;

- введение собственником неконкурентного блага или уполномоченным лицом (государством) платы за право пользование этим благом – платные дороги, платные парковки, платный доступ на морской пляж и т.п.

Неконкурентные блага обычно находятся в коллективном или общем потреблении, поскольку обладают еще одним свойством – неделимостью. Смысл потребления этих благ заключается именно в доступном для всех объеме – протяженности дороги, площади парка, возможности перейти по подземному переходу из точки А в точку Б. Поэтому пользование одним и тем же пляжем, парком, дорогами и т.п. осуществляют одновременно многие экономические агенты.

При этом теоретически возможно и установление права частной собственности на то или иное неконкурентное в потреблении благо (исключение из доступа к данному благу всех других лиц). Например, частная собственность на морской или речной берег, дубовую рощу и т.п. Но это могут позволить себе только очень богатые субъекты – ведь содержание неконкурентных благ отдельным экономическим агентом будет сопряжено со значительными затратами, которые гораздо более рационально распределить на многих лиц.

 

Еще одной особенностью неконкурентных благ является гипотетическая возможность их истощения – уменьшения располагаемого количества относительно возрастающих потребностей. Иными словами, до поры до времени дороги могут относиться к неконкурентным благам, а затем, по мере увеличения трафика, стать конкурентным. То же относится к территории пляжа, пресной воде, местам для парковок и т.п.

САРДИНЫ В КАЛИФОРНИИ

В начале ХХ века очень выгодным промыслом в Калифорнии (США) было вылавливание и консервирование сардин. Пока этим бизнесом занимались местные рыбаки, ловившие рыбу с использованием традиционных технологий, все было нормально. Но затем в отрасль устремились новые компании, которые стали использовать хорошо оснащенные рыболовецкие суда. В результате в 50-ые годы ХХ века совокупный улов сократился по сравнению с 30-ыми годами более чем в 20 раз. Запасы рыбы истощились. Прибыльность бизнеса резко упала.

Если по отношению к таким благам применяется режим свободного доступа, то это влечет за собой так называемую трагедию общины – проблему истощения ресурса в результате его чрезмерной эксплуатации.

Свободный доступ – режим использования блага, при котором ни один экономический агент не может быть исключен из доступа к данному благу.

Трагедия общины (англ. - tragedy of the commons) – проблема истощения благ, которые находятся в общем доступе, в результате отсутствия у отдельных агентов экономических ограничения в пользовании этими благами и экономических стимулов вкладывать средства в их воспроизводство и/или сохранение.

 

ГРИБНАЯ ОХОТА

Чтобы понять трагедию общины, можно представить себе типичный российский лес, в котором грибы, ягоды, цветы, шишки и т.п. находятся в свободном доступе. 

Ранним утром дачник Иванов идет в лес собирать грибы и видит, что некоторые грибы еще совсем маленькие, лучше было бы оставить их подрасти до следующего раза. Но вместе с тем Иванов знает, что следом за ним в лес может наведаться еще множество людей. И поэтому, когда он придет завтра, никаких грибов на этом месте, скорее всего, не будет.

Если Иванов руководствуется в своем поведении частным интересом, и вероятность такого же поведения других людей достаточно высока, он будет собирать грибы сегодня - переводить общий ресурс в свои личные запасы. При этом он постарается собрать (присвоить) как можно больше грибов. Ведь, никакой платы, кроме потраченного на это времени, он не несет. Если так будут поступать все любители грибной охоты, грибов будет становиться все меньше и меньше.

Одновременно ни один из грибников, руководствующихся частными интересами, не будет вкладывать свои средства в воспроизводство имеющейся грибницы. И их поведение будет  рациональным, поскольку не существует никакой гарантии, что выгоды от сделанных вложений достанутся именно им.

Именно проблема рационального распределения и воспроизводства благ общего пользования и заставляет государство брать на себя (государственный бюджет) содержание и воспроизводство данных благ, а также регулировать правила пользования такими благами.

Общественное благо – это благо, которое потребляется всеми гражданами страны коллективно и на безвозмездной основе. Заказчиком производства таких благ является государство как специализированная организация, действующая в интересах всего общества.

 

Конечно, понятие безвозмездность носит здесь условный характер. Государство оплачивает производство данных благ из средств, которые оно собирает с фирм и домохозяйств. Однако непосредственно за пользование данным благом экономические агенты не платят.

Чаще всего, в роли общественных благ выступают блага, которые обладают хотя бы одним из обсуждаемых нами признаков – неисключаемостью, неконкурентностью или неделимостью.

Блага, которые обладают одновременно двумя признаками –неисключаемостью и отсутствием конкуренции в потреблении обычно называются чистыми общественными благами. Неконкурентные в потреблении блага, доступ к которым может быть ограничен, называются смешанными общественными благами. Они могут находиться как в свободном доступе, так и в режиме ограниченного доступа (клубные блага).

Клубное благо – смешанное общественное благо, потребление которого ограничивается какими-либо правилами.

 

Правила ограничения доступа могут быть разными: общая или коммунальная собственность; совместное финансирование определенных способов проведения досуга (клубы по интересам); членство в определенной организации (библиотеки); временный платный доступ к ресурсу (отдых в санатории) и т.д.

Вместе с тем, в роли общественных благ могут выступать и блага, которые не обладают ни одним из перечисленных признаков – относятся и к исключаемым, и к конкурентным в потреблении. Чаще всего, это блага коллективного пользования, ограничение доступа к которым связано с существенными издержками. Довольно часто издержки на взимание платы за пользование тем или иным ресурсом (дикорастущими грибами или ягодами) могут превосходить выгоды от ее введения.

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что взаимодействие частного спроса и частного предложения не всегда может обеспечить нормальный процесс воспроизводства определенного вида благ. Поэтому общество в лице своего специального агента – государства должно  формировать специальный фонд для финансирования производства общественных благ.

ОПЕКАЕМЫЕ БЛАГА

Наряду с понятием «общественные блага» экономическая теория выделяет такой феномен как опекаемые блага.

Опекаемые блага – это блага, которые обеспечивают реализацию нормативных интересов общества.

 

У общества в целом, как и у любого экономического агента, существуют свои собственные интересы. В самом общем виде это интересы самосохранения и развития. А для того чтобы общество могло развиваться, оно должно вкладывать средства в свое будущее – приращение собственного потенциала.

Концепция Laissez-faire исходит из того, что общество – это совокупность индивидов, которые, реализуя свои частные интересы, одновременно обеспечивают достижение общественного оптимума. Но давайте посмотрим на эту проблему более внимательно.

Прежде всего мы увидим, что существуют блага, потребление которых приносит выгоду не только их непосредственным потребителям.

Мериторные блага – это блага, платежеспособный спрос на которые со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом и стимулируется государством.

Данное качество мериторных благ связано с тем что они обладают явно выраженными внешними положительными эффектами, то есть приносят выгоду не только своим непосредственным потребителям, но и другим лицам или обществу в целом.

Возьмем, например, такое благо как медицинская помощь. Непосредственный потребитель – больной получает выгоду в форме улучшения своего здоровья. Но одновременно выгоду получает и общество в целом. Увеличивается количество и качество его трудовых ресурсов (человеческого капитала). Другой пример – образование. Непосредственный потребитель удовлетворяет свои потребности в знаниях и компетенциях и/или улучшает возможности будущего трудоустройства. А общество в целом опять-таки увеличивает свой человеческий капитал – получает более квалифицированные кадры.

К мериторным благам относятся и многие произведения искусства, обладающие признаками неделимости. Их потребление не только удовлетворяет духовные и эстетические потребности граждан, а также улучшает качество человеческого капитала, но и увеличивает социальный капитал общества – уровень доверия и тесноту связей между людьми.

 

Следовательно, общество в целом заинтересовано в удовлетворении соответствующих потребностей и в стимулировании спроса на них со стороны частных лиц. Именно поэтому в большинстве развитых стран сферы здравоохранения, образования и культуры в значительной части оплачиваются за счет государственного бюджета.

Наконец, существует еще один класс благ, которые удовлетворяют интересы общества как целого. Это, прежде всего, развитие науки и обеспечение национальной безопасности.

Возьмем, например, такое благо как фундаментальная наука. Экономический эффект от вложения средств в фундаментальные научные исследования имеет очень сложный характер. Во-первых, не все поисковые исследования заканчиваются положительным результатом. Во-вторых, в момент получения фундаментального результата далеко не всегда ясно, каковы перспективы его практического использования. В-третьих, даже если эти перспективы очевидны, трудно оценить продолжительность периода времени от момента получения фундаментального результата до начала его коммерциализации (извлечения коммерческой выгоды). Тем не менее, как показывает вся история человечества, один реальный результат оправдывает вложения в сотни других исследований. Кроме того, проведение научных исследований позволяет формировать научные школы, которые могут достаточно быстро повторить научный результат, полученный другими странами, а, следовательно, уменьшить риск попадания страны в технологическую зависимость.

По поводу обеспечения национальной безопасности можно вспомнить известное высказывание Наполеона Бонапарта: «Страна, которая не хочет кормить свою армию, вынуждена будет кормить чужую».

Национальную безопасность можно отнести и к чистым общественным благам, поскольку это благо обладает свойствами неисключаемости и неделимости, а также является неконкурентным в потреблении. Однако у данного блага есть существенное отличие от других видов общественных благ - оно удовлетворяет общую, а не частные потребности экономических агентов.

 

Все эти аргументы свидетельствуют о том, что государство, которое хочет иметь собственное будущее и независимость, должно аккумулировать денежные средства других экономических агентов для реализации своих нормативных интересов.

СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Еще одна проблема, которая диктует необходимость перераспределительной функции государства – это наличие нетрудоспособного населения и существование социального неравенства.

Общество, которое хочет обеспечить комфортные условия жизни всем своим членам, должно заботиться о тех гражданах, которые в силу определенных причин не могут содержать себя сами.

Мы уже знаем, что домохозяйства удовлетворяют свои потребности за счет доходов, которые они получают от продажи прав использования принадлежащих им ресурсов: труда, земли и сбережений. При этом первый вид ресурса (труд) есть практически у любого домохозяйства, в то время как собственность на землю и сбережения представляют собой атрибуты только относительно богатых домохозяйств.

Возникает вопрос: а что делать, если домохозяйство состоит из лиц, которые в силу тех или иных причин не могут работать?

Понятно, что многие семьи состоят как из трудоспособных, так и из нетрудоспособных членов. К последним относятся дети, старики, а также люди, страдающие теми или иными тяжелыми заболеваниями. В этих случаях трудоспособные члены семьи, как правило, обеспечивают содержание своих близких за счет собственной заработной платы. Но бывают случаи, когда семья состоит только из нетрудоспособных или на одного трудоспособного приходится слишком большое число иждивенцев. В этих условиях общество, которое считает себя справедливым, должно оказывать помощь своим нетрудоспособным членам. Выплачивать им пенсии, пособия, субсидии и другие виды социальной помощи. Такого типа доходы называются трансфертами.

Трансферт – передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (прав собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации.

Посмотреть информацию о трансфертах населению (о размере социального обеспечения населения в соответствии с бюджетом)...

 

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Представление о том, что государство должно заботиться о своих нетрудоспособных гражданах и создавать условия для выравнивания социальных условий жизни всех членов общества относится к числу относительно новых взглядов на роль государства в общественной жизни. Как мы знаем, либеральная экономическая мысль отводила государству роль «ночного сторожа», который должен обеспечивать защиту «естественных прав» человека – права на свободу и частную собственность.

Сам термин «социальное государство» впервые был использован в 1949 году в Конституции Федеративной Республики Германии (нем. - sozialer Rechtsstaah - социальное правовое государство). Данное понятие означает обязанность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп.

Как мы уже говорили, для того чтобы финансировать производство общественных благ, поддерживать производство опекаемых благ и оказывать помощь нуждающимся экономическим агентам государству необходимы денежные средства. Инструментом аккумулирования денежных средств в государственный бюджет являются, прежде всего, налоги.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с экономических агентов в целях финансового обеспечения государственных и общественных нужд.

 

С помощью налогов и трансфертов государство может сглаживать неравенство, как между отдельными экономическими агентами, так и между отраслями и регионами. Описанные выше экономические функции государства усложняют нашу модель экономики (рис. 8).

Рис. 8. Модель экономики с участием государства

Посмотреть сведения о сборе налогов можно на сайте Федеральной налоговой службы РФ или на Едином портале бюджетной системы РФ...