2.2 Что производить
Перед обществом в целом, как и перед любым экономическим агентом, стоит задача выбора в условиях ограниченности ресурсов. При этом речь идет о выборе не только между конкурирующими направлениями удовлетворения потребностей, но и между настоящим и будущим. Суть задачи заключается в том, чтобы распределить ограниченные ресурсы между производством благ, предназначенных для текущего потребления (предметы потребления), и благ, с помощью которых мы производим предметы потребления и которые необходимы нам для будущего производства (средства производства).
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Для понимания данной проблемы экономисты используют модель под названием «кривая производственных возможностей», которая описывает выбор между двумя видами производимых благ в условиях ограниченности ресурсов.
Давайте предположим, что жители некоей страны – Трудляндии могут использовать имеющиеся у них ресурсы (природные, трудовые, накопленные запасы произведенной ранее продукции) для производства двух групп товаров: средств производства и предметов потребления. На графике (рис. 2.1) изображена кривая, которая называется границей области производственных возможностей Трудляндии при имеющемся количестве ресурсов и существующих технологиях производства.
Рис. 2.1. Граница производственных возможностей
По оси абсцисс отображено возможное количество производимых предметов потребления (Х), а по оси ординат – возможное количество производимых средств производства – машин, станков, оборудования (Y).
Кривая производственных возможностей (ABCD) показывает максимально возможные комбинации объемов производства предметов потребления и средств производства при полном использовании всех имеющихся ресурсов и заданном уровне технологий. Каждая точка на кривой представляет собой определенную комбинацию этих двух видов благ. Например, точка В – это комбинация Хв единиц предметов потребления и Yв единиц средств производства.
Рассмотрим точку F внутри области производственных возможностей. Она иллюстрирует такую комбинацию предметов потребления и средств производства, которая существенно меньше, чем возможности экономики при заданных ограничениях. Выбор этой точки означал бы, что мы смирились либо с неполным использованием имеющихся ресурсов, либо с тем, что отдача на участвующие в производстве ресурсы ниже возможной. Такую точку экономисты называют неэффективной.
Точка Е лежит за пределами границы производственных возможностей и соответствует такой комбинации выпуска, которая недостижима при имеющемся количестве ресурсов и существующих технологических возможностях. Такую точку экономисты называют недостижимой. Поэтому кривая ABCD характеризует одновременно и возможные, и желательные комбинации выпуска. Именно из точек, лежащих на этой кривой, общество и должно (в силу гипотезы о рациональном поведении) выбрать ту комбинацию (сочетание) средств производства и предметов потребления, которая для него наиболее предпочтительна.
Сравним точки В и С. Выбрав точку В, жители Трудляндии предпочтут производить меньшее количество предметов потребления (Хв) и большее количество средств производства (Yв), чем если бы они выбрали точку С (Xc; Yc). Или точнее: при переходе из точки В в точку С жители Трудляндии получат большее количество предметов потребления:
и меньшее количество средств производства:
Следовательно, мы можем сказать, что платой за увеличение количества предметов потребления (∆Х) является уменьшение количества средств производства (∆Y). Мы уже знаем, что потери, которые мы несем в результате отказа от имеющихся альтернатив, называются альтернативными или вмененными затратами. А само соотношение называется предельной нормой трансформации.
Предельная норма трансформации (англ. marginal rate of transformation) показывает, на сколько единиц уменьшится производство второго товара (Y), если производство первого товара (X) вырастет на единицу.
Предельная норма трансформации описывается формулой:
Это текст. Нажмите, чтобы отредактировать и добавить что-нибудь интересное.
Так как Y и X будут изменяться разнонаправленно (если X растет, то Y уменьшается и наоборот), то соотношение ∆Y/∆Х будет отрицательным. Минус в формуле используется для того, чтобы предельная норма трансформации приняла положительное значение и ее стало проще экономически интерпретировать.
Обратим внимание на форму кривой ABCD. Она выпукла вправо вверх. Это объясняется тем, что, хотя одни и те же ресурсы могут использоваться как для производства предметов потребления, так и для производства средств производства, одни ресурсы более эффективны в производстве потребительских благ, а другие – в производстве станков, оборудования и т.п.
Двигаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя таким образом структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, нам придется вовлекать в их производство все менее эффективные (с точки зрения выпуска потребительских благ) ресурсы. Поэтому выпуск каждой дополнительной единицы предметов потребления будет «оплачиваться» все большим сокращением выпуска средств производства. По мере приближения к любой из осей координат наклон кривой будет увеличиваться, а, следовательно, будут расти и альтернативные издержки, связанные с отказом от выпуска определенного объема средств производства в пользу приращения выпуска предметов потребления. Это демонстрирует закон возрастания альтернативных издержек.
Закон возрастания альтернативных издержек – для увеличения производства одного блага приходится жертвовать все возрастающим количеством другого.
Иными словами, чем больше ресурсов мы используем для производства одного блага, тем выше наши потери, связанные с отказом от использования этих ресурсов для производства другого блага. Для лучшего понимания данной закономерности приведем пример.
ДАВАЙТЕ ПОРАССУЖДАЕМ
Давайте порассуждаем о производственных возможностях школьного класса, в котором есть как ученики, которые более склонны к гуманитарным наукам, так и те, кому лучше даются точные науки, например, математика. Предположим, что ученики данного класса могут «выпускать» два разных продукта – писать сочинения или решать математические задачи. Еще одно допущение будет заключаться в том, что чем больше у ученика компетенций в части написания сочинения, тем меньше у него способностей к решению задач. Если весь класс будет только писать сочинения, то это будут делать как те ученики, которым это дается легко (гуманитарии), так и те, кто делает это с трудом (математики).
Теперь перенаправим самого талантливого математика с написания сочинений на решение математических задач – в этом случае по задачам будет существенный прирост, а по сочинениям небольшое падение, так как математик гораздо более компетентен именно в решении задач (альтернативные затраты – упущенная выгода от ненаписанных сочинений – будут очень малы). Когда мы перенаправим следующего по уровню таланта математика с литературного творчества на решение задач, мы получим чуть меньший прирост по задачам и чуть большее падение по сочинениям. И так далее. Когда же мы перенаправим всех математиков на решение задач, то дальнейшее увеличение числа решенных задач нам придется достигать при помощи задействования гуманитариев. Это приведет к достаточно большому падению качества по сочинениям и относительно небольшому приросту по задачам. Когда же самый талантливый гуманитарий начнет решать задачи вместо написания сочинений, класс потеряет максимальное число написанных сочинений, но приобретет минимальное число решенных задач (альтернативные затраты будут максимальны).
Приведенный пример демонстрирует нам выпуклый характер кривой производственных возможностей, который объясняется тем, что ресурсы не являются абсолютно взаимозаменяемыми. Отметим, что если бы каждый ученик данного класса одинаково хорошо умел решать задачи и писать сочинения, то альтернативные затраты были бы постоянны и кривая производственных возможностей имела бы линейный вид.
УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Может ли общество выйти за пределы своих производственных возможностей – увеличить производство и средств производства, и предметов потребления? С точки зрения графического изображения - сдвинуть границу производственных возможностей вверх и вправо?
Да, может. Но для этого нам нужно отказаться от первоначальных допущений о заданном количестве ресурсов и уровне используемых технологий. Иными словами, чтобы увеличить (сдвинуть вправо) границу производственных возможностей, нам придется либо увеличить количество имеющихся в распоряжении общества ресурсов, либо повысить эффективность их использования.
Первый путь называется экстенсивным. Он может быть основан на том, что ранее мы увеличили производство средств производства, открыли новые месторождения полезных ископаемых, освоили новые земли, вовлекли в производственную деятельность ранее неработающих граждан и т.п. То есть, увеличили количество используемых ресурсов.
Второй путь называется интенсивным. Он предполагает использование технических и технологических нововведений, повышающих отдачу используемых ресурсов, в том числе рост производительности труда, увеличение мощности оборудования и т.п.
Если новая техника и технологии будут внедряться одновременно и в равной мере во всех отраслях, граница производственных возможностей сдвинется из положения AD в положение A1D1 (рис. 2.2), а возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления увеличатся примерно одинаково.
Рис. 2.2. Равномерный сдвиг границы производственных возможностей
Если нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, расширение области производственных возможностей окажется сдвинутым вверх по оси Y (рис. 2.3).