2.4 Модель национального хозяйства в рыночной экономике
Чтобы понять, как работает рыночная экономика, как производятся и потребляются экономические блага, рассмотрим простейшую гипотетическую модель национального хозяйства, состоящую только из частного сектора, в рамках которой экономические агенты не формируют сбережений (т.е. тратят все заработанные средства) (рис. 2.4). Под частным сектором экономики будем понимать совокупность всех домохозяйств и фирм, действующих в рамках национального хозяйства. Данная модель в общем виде демонстрирует, как функционирует рыночная экономика.
Рис. 2.4. Взаимодействие фирм и домашних хозяйств
В такой гипотетической экономике взаимодействуют между собой две группы участников: домохозяйства и фирмы.
Домохозяйство – это хозяйственная организация, в рамках которой происходит производство продукции для собственного потребления и воспроизводство самого человека.
В роли домохозяйств обычно выступают семьи или отдельные индивиды.
Если рассматривать домохозяйства исключительно с экономической точки зрения, то их базовой целью является удовлетворение потребностей (максимизация полезности). При этом потребности домохозяйств могут удовлетворяться двумя способами: на основе непосредственного производства благ в рамках домохозяйства (приготовление пищи, выращивание овощей, пошив одежды и т.п.) или путем зарабатывания денежных средств, которые можно будет направить на приобретение экономических благ (товаров и услуг).
В условиях разделения труда второй способ является экономически более эффективным, поэтому домохозяйства стремятся получать денежные средства. Но чтобы получать денежные средства, они должны что-то продавать. Главный объект купли-продажи, который есть у домохозяйств – это труд его участников.
КОММЕНТАРИЙ
В реальной жизни домохозяйства могут продавать не только право пользования их рабочей силой (наемный труд), но и права пользования другими принадлежащими им ресурсами – землей, денежными средствами, объектами недвижимости или интеллектуальной собственности (авторские права, патенты и т.д.). Но в самой простой модели мы отвлечемся от всех иных источников доходов домохозяйств и сосредоточим свое внимание на труде.
Фирма – это использующая наемный труд хозяйственная организация, которая производит продукцию (товары, услуги) на продажу с целью получения прибыли.
На бытовом языке фирмы называются компаниями или предприятиями.
Фирмы, в свою очередь, делятся на две категории:
1) фирмы, которые производят продукцию, предназначенную для потребления (предметы потребления). Покупателями производимой ими продукции являются домохозяйства;
2) фирмы, которые производят средства производства. Покупателями их продукции выступают другие фирмы.
В современной экономике фирмы первого рода обозначают символом В2С (business to consumer), а фирмы второго рода – B2B (business to business).
КОММЕНТАРИЙ
Конечно, в реальной жизни одна и та же фирма может работать сразу на два рынка – реализовывать продукцию как домохозяйствам, так и другим фирмам. Например, мелькомбинат может производить муку для поставок хлебозаводам и пекарням и в то же время реализовывать часть своего товара через розничные торговые сети, которые продают муку непосредственно населению. Однако данный факт не является принципиальным с точки зрения основ функционирования национального хозяйства.
Рассмотрим, как взаимодействуют между собой эти три типа агентов: домохозяйства, фирмы В2С и фирмы В2В.
Домохозяйства продают фирмам факторы производства, прежде всего, труд своих участников, а покупают предметы потребления.
Факторы производства – это экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.
Как продавцы домохозяйства взаимодействуют с обоими типами фирм, как покупатели – с фирмами B2C.
Фирмы В2С продают свою продукцию домохозяйствам. У домохозяйств они приобретают рабочую силу (наемный труд), а у фирм В2В – средства производства.
То есть, как продавцы фирмы В2С взаимодействуют с домохозяйствами, а как покупатели – и с домохозяйствами, и с фирмами В2В.
Фирмы В2В продают свою продукцию фирмам В2С. И покупают факторы производства у домохозяйств.
В реальной жизни часть фирм В2В может продавать свою продукциям другим фирмам В2В. Но мы сейчас рассматриваем этот сектор как агрегат.
То есть, как продавцы они взаимодействуют с фирмами В2С, а как покупатели – с домохозяйствами.
Мы описали процесс функционирования трех рынков: рынка труда, рынка средств производства и рынка предметов потребления (рис. 2.5 – 2.7).
Рис. 2.5. Рынок труда
Рис. 2.6. Рынок средств производства
Рис. 2.7. Рынок предметов потребления
На рынке труда объектом купли-продажи является право использования труда (наемный труд). За продаваемый ими ресурс (наем труда) домохозяйства получают вознаграждение в виде заработной платы. Заработная плата, которая является доходом домохозяйств, выплачивается фирмами (как B2B, так и B2C) и представляет собой часть их затрат.
На рынке предметов потребления реализуются товары, работы и услуги, используемые для непосредственного удовлетворения потребностей домохозяйств. Расходы домохозяйств конвертируются в выручку фирм B2C. Таким образом, то, что домохозяйство заработало в виде заработной платы, в конечном счете будет израсходовано на приобретение продукции фирм В2С.
На рынке средств производства покупаются, продаются и берутся в аренду экономические ресурсы, используемые для производства других экономических благ (здания и сооружения производственного назначения, машины, станки, оборудование и т.д.). Соответствующие расходы фирм B2C конвертируются в доходы фирм B2B.
Таким образом, в рамках нашей модели происходит кругооборот денежных средств (в виде заработной платы, выручки от реализации и затрат на приобретение средств производства и труда) и экономических благ (товары и услуги, средства производства, труд).