© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

2.5 Государство в рыночной экономике

Можно долго перечислять, какие именно функции выполняет государство в современной экономике, но самыми главными из этих функций являются охранительная и перераспределительная.

Первая означает, что государство стоит на страже общих интересов всех экономических агентов, в частности, не позволяет отдельным экономическим агентам нарушать установленные правила хозяйственного взаимодействия и права других лиц, а также не выполнять взятые на себя обязательства. В любой современной экономике существуют законы и правила, а также система контроля и надзора за их исполнением.

Вторая отражает тот факт, что государство забирает (изымает) часть средств экономических агентов для того, чтобы направлять их на финансирование общих нужд.

Какие же общие нужды финансирует государство и можно ли переложить данные расходы на частный сектор?

В экономике существуют такие блага, потребности общества в которых не могут быть эффективно удовлетворены на основе функционирования рыночного механизма (общественные блага).

Общественное благо – это благо, которое потребляется всеми гражданами страны коллективно и на безвозмездной основе. Заказчиком производства таких благ является государство как специализированная организация, действующая в интересах всего общества.

КОММЕНТАРИЙ

Конечно, понятие безвозмездность носит здесь условный характер. Государство оплачивает производство данных благ из средств, которые оно собирает с фирм и домохозяйств. Однако непосредственно за пользование данным благом экономические агенты не платят.

Чаще всего, в роли общественных благ выступают блага, которые обладают хотя бы одним из двух признаков – неисключаемостью и неконкурентностью.

Неисключаемое благо – это благо, доступ к которому (его потребление) невозможно ограничить после того, как оно произведено.

В качестве примеров неисключаемых благ можно привести освещение улиц или свет маяка. Если освещение уже имеет место, то получать свою порцию полезности от потребления данного блага могут как те, кто за него заплатил, так и те, кто просто находится в это время на улице или в море. Те же самые рассуждения применимы к такому благу как охрана общественного порядка.

Неконкурентное благо – это благо, потребление которого одним агентом не оказывает влияния на количество данного блага, которое остается доступно другим агентам.

Все уже приведенные нами примеры неисключемых благ подходят и под понятие неконкурентных. Действительно, сколько бы индивидов не пользовалось уличным освещением, его количество не уменьшается. Как не уменьшаются от потребления свет маяка или охрана общественного порядка.

Однако понятие «неконкурентные блага» шире, чем понятие «неисключаемые блага». Например, морской песок, пресная вода, автомобильные дороги, подземные переходы, места для парковок могут быть неконкурентными в потреблении по причине существенного превышения их объема над величиной имеющихся потребностей (свободные блага). Однако это не будет означать, что какие-то экономические агенты не могут быть исключены из доступа к данным благам.

Блага, которые обладают одновременно двумя признаками –неисключаемостью и отсутствием конкуренции в потреблении обычно называются чистыми общественными благами. Неконкурентные в потреблении блага, доступ к которым может быть ограничен, называются смешанными общественными благами.

В ситуации невозможности исключить экономических агентов из доступа к уже существующему благу для отдельного агента выгодным, хотя и аморальным типом поведения становится не платить за потребление, а попытаться получить такое благо даром. Соответственно, если поставщики данного блага будут ориентироваться на платежеспособный спрос, предъявляемый каждым экономическим агентом в отдельности, они вполне возможно не смогут покрыть свои затраты (вариант – агенты, которые несут расходы на оплату доступа к данным благам, будут платить за это очень высокую цену). В экономической теории данная проблема называется проблемой безбилетника.

Проблема безбилетника приводит к тому, что частный сектор не имеет коммерческого интереса финансировать производство общественных благ. При этом представить функционирование современной экономики без таких благ как автомобильные дороги, мосты, переходы и т.п. невозможно. Таким образом, проблема рационального распределения и воспроизводства общественных благ заставляет государство брать на себя содержание и воспроизводство данных благ, а также регулировать правила пользования такими благами.

Еще одна проблема, которая диктует необходимость перераспределительной функции государства – это наличие нетрудоспособного населения и существование социального неравенства.

Многие семьи состоят как из трудоспособных, так и из нетрудоспособных членов. К последним относятся дети, старики, а также люди, страдающие теми или иными тяжелыми заболеваниями. В этих случаях трудоспособные члены семьи, как правило, обеспечивают содержание своих близких за счет собственной заработной платы. Но бывают случаи, когда семья состоит только из нетрудоспособных или на одного трудоспособного приходится слишком большое число иждивенцев. В этих условиях общество, которое считает себя справедливым, должно оказывать помощь своим нетрудоспособным членам. Выплачивать им пенсии, пособия, субсидии и другие виды социальной помощи. Такого типа перечисления называются трансфертами.

Трансферт – передача на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (прав собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации.

Для того чтобы финансировать производство общественных благ и оказывать помощь нуждающимся экономическим агентам государству необходимы денежные средства. Инструментом аккумулирования денежных средств в государственный бюджет являются, прежде всего, налоги.

С помощью налогов и трансфертов государство может сглаживать неравенство, как между отдельными экономическими агентами, так и между отраслями и регионами.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с экономических агентов в целях финансового обеспечения государственных и общественных нужд.

С помощью налогов и трансфертов государство может сглаживать неравенство, как между отдельными экономическими агентами, так и между отраслями и регионами. Описанные выше экономические функции государства усложняют нашу модель экономики (рис. 8).

Рис. 2.8. Модель экономики с участием государства

Посмотреть сведения о сборе налогов можно на сайте Федеральной налоговой службы РФ или на Едином портале бюджетной системы РФ...