1.10 Заключение
Таким образом, мы разобрали 8 основных принципов экономического мышления:
1. Ресурсы ограничены
В каждый конкретный период времени принципиально невозможно удовлетворить за счет имеющихся ресурсов все потребности всех людей.
2. Люди выбирают
Перед экономическими агентами стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов, их распределения между различными конкурирующими целями. В процессе выбора экономические агенты взвешивают затраты и результаты, связанные с имеющимися альтернативами.
3. Люди рациональны
Рациональность человеческого поведения предполагает: (1) осознание экономическим агентом цели своих действий и имеющихся ограничений; (2) возможность упорядочения имеющихся альтернатив по критерию лучше – хуже – одинаково; (3) непротиворечивость (транзитивность) выбора.
4. Выбор связан с потерями
Выбор одной цели (способа достижения цели) равносилен отказу от реализации других возможностей. Упущенные возможности формируют альтернативные издержи выбора.
5. Люди мыслят приращениями
При принятии решений экономические агенты сравнивают между собой не абсолютные, а приростные величины. Потребитель решает насколько изменится его удовлетворение от потребления дополнительных объемов сравниваемых благ. Производитель сопоставляет между собой приращения доходов и затрат, к которым приведет реализация того или иного решения.
6. Люди обмениваются благами
Отношения между экономическими агентами можно трактовать как обмен благами. Пропорции обмена определяются ценностью обмениваемых благ, которая зависит как от насущности потребностей, которые соответствующие блага удовлетворяют, так и от их доступного количества.
7. Люди реагируют на стимулы
Поскольку в основе выбора лежит сравнение затрат и результатов, связанных с принимаемыми решениями, изменение ценовых пропорций изменяет поведение экономических агентов.
8. Настоящее ценнее будущего
В процессе принятия решения экономические агенты сравнивают между собой не только текущие издержки и текущие выгоды, но и время получения результата. В общем случае благо, полученное (потребленное) сегодня, представляет для индивида большую ценность, чем благо, доступное в будущем.
Это текст. Нажмите, чтобы отредактировать и добавить что-нибудь интересное.
Вопросы для самопроверки
1. Можно ли утверждать, что вредные для здоровья предметы потребления не являются благами?
2. Что еще, помимо количества доступных денежных средств и времени, может являться ограничением потребительского выбора?
3. Может ли выступать в качестве свободного экономического блага земля?
4. Можно ли утверждать, что индивид нерационален, если на последние деньги он покупает не еду, а модный аксессуар?
5. Верно ли утверждение, что любитель сладкого всегда предпочтет конфеты любому другому продукту?
6. Почему менее важные для человека блага могут стоить больше, чем предметы первой необходимости?
7. Почему люди обмениваются благами?
8. Почему люди могут сокращать потребление благ при повышении их цены?
9. Верно ли утверждение, что потребитель всегда ориентируется на краткосрочные цели?
10. Почему люди инвестируют свои денежные средства в будущее?