1.3 Принцип 2. Люди выбирают
В силу ограниченности ресурсов перед обществом и перед отдельными индивидами стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов, их распределения между различными конкурирующими целями.
Например, студент в условиях ограниченности времени сталкивается с выбором: потратить время на изучение учебника по микроэкономике, учебника по математике, просмотр кинофильма или посиделки в кафе.
Домохозяйка сталкивается с проблемой распределения ограниченного бюджета между множеством конкурирующих направлений: еда, одежда, дом, отдых, сбережения на черный день и т.п. А внутри каждого направления еще есть конкретные возможности: суп мясной, куриный, рыбный или овощной? Готовить самой или пойти всей семьей в кафе?
Общество в лице своих уполномоченных лиц решает: направлять больше ресурсов на текущее потребление или на расширение производства. Тратить деньги на науку и образование или на армию. Добывать полезные ископаемые или приберечь их для будущих поколений …
ДАВАЙТЕ ПОРАССУЖДАЕМ
На самом деле, многие наши поступки осуществляются не на основе осознанного выбора между конкурирующими потребностями, а в силу привычки. В основе нашего поведения лежат не только рассуждения, но и рутины. Многие действия мы совершаем автоматически, потому, что привыкли поступать именно так.
Повторяем сложившиеся стереотипы производства и потребления.
Однако неоклассическая теория экономики исходит из того, что даже отказ от выбора представляет собой вариант выбора: человек, который отказывается менять свою жизнь, выбирает привычные ему условия существования.