© 2018 ИНТЕРАКТИВНЫЕ КУРСЫ

economreu@rea.ru     Стремянный пер., 36, Москва, 117997, Россия

7.3.2 Спрос и предложение на рынке физического капитала

Спрос на рынке капитала формируется фирмами – потребителями капитала (производителями продукции) в соответствии с уже знакомым нам условием MRPK  ≈ MRCK , где MRPK – предельный доход от капитала; MRCK – предельные издержки на капитал (цена покупки или стоимость аренды).

ПРИМЕР 3

 

Вернемся к нашему ателье по пошиву костюмов и предположим, что оно арендует 4 швейные машинки, на которых работают 5 работников. Стоимость аренды одной машинки составляет в день 60 руб. Решение о том, стоит ли арендовать пятую машинку, чтобы обеспечить каждого портного собственным рабочим местом, будет зависеть от того, какой дополнительный доход может принести нашему ателье данное расширение «станочного парка».

Если средняя производительность труда портных при этом увеличится, и ателье сможет зарабатывать в день на 65 руб. больше, арендовать дополнительное оборудование выгодно. А если дополнительный (предельный) доход составит менее 60 руб. в день, от аренды дополнительной единицы оборудования надо отказываться.

Предложение на рынке купли-продажи физического капитала формируется в основном фирмами – производителями станков, оборудования, инструментов и т.д. Правда, иногда в роли собственников капитала могут выступать и домохозяйства (например, недвижимость под офисы). Фирма – производитель капитальных благ тоже стремится максимизировать свою прибыль, уравнивая предельную выручку (MR) и предельные издержки (MC) своего производства (см. лекцию 5).

Естественно, что фирма – покупатель хочет приобрести капитальные блага подешевле, а фирма – производитель (продавец) – продать подороже. Конфигурация спроса и предложения, объем продаж и рыночная цена капитала будут зависеть от рыночной власти фирм по обе стороны баррикад. Так:

- если фирма – поставщик капитала является монополистом, она будет диктовать высокие цены, ограничивая объем продаж;

- если фирма – покупатель является монопсонистом, она будет добиваться снижения цен, приобретая необходимое ей оборудование;

- если на рынке встречаются монополист и монопсонист, исход борьбы будет зависеть от соотношения рыночной власти, вполне возможно, если силы равны, цена установится на уровне совершенной конкуренции.

Покупка капитала (капитальных благ) для производственных нужд – дело весьма затратное. В современном мире разве что лопаты можно приобрести относительно дешево. Технологический прогресс делает оборудование все более сложным и дорогим. На какие средства фирма покупает физический капитал?

Основных источников три:

- собственные средства фирмы (накопленные прибыль и амортизационные отчисления);

- банковские займы;

- средства, собранные за счет выпуска и продажи акций фирмы (привлечение средств держателей акций на основе их участия в прибыли).