7.1 Особенности рынков факторов производства
На первый взгляд кажется, что рынки факторов производства ничем существенным не отличаются от рынков потребительских товаров. Как на любых других рынках здесь есть продавцы и покупатели, объекты купли – продажи (товары), на рынках факторов производства действуют законы спроса и предложения, формируются цены. Почему же экономисты считают рынки факторов производства особенными? Давайте разберемся.
Во-первых, особенными являются сами товары на этих рынках. Вспомним, что факторы производства (ресурсы) – это блага (труд, земля, капитал и пр.), которые используются для производства других товаров. Иными словами, факторы производства предназначены не для конечного, а для производственного потребления.
Часть факторов производства может принадлежать фирме, которая их использует, например, земля. Другую часть факторов производства фирма покупает или берет в аренду на рынке, например, оборудование (капитал), рабочую силу.
Производственное потребление – это использование способности фактора производства участвовать в создании продукции. Поэтому вовсе не обязательно покупать фактор производства, можно «купить» только эту способность. Так, транспортная компания может купить грузовые автомобили, а может взять их в аренду; фермер может приобрести земельный участок, а может арендовать его у землевладельца. Соответственно, рынки ресурсов делятся на рынки физических факторов производства и рынки услуг – прав временного использования факторов производства, где ценой является арендная плата.
КОММЕНТАРИЙ
Заметим, что на рынках труда, с тех пор как отменено рабство, продается и покупается только право использования труда (или рабочей силы как способности к труду).
Во-вторых, в отличие от рынков потребительских товаров, на рынках факторов производства продавцы и покупатели как бы меняются местами, что хорошо видно в уже известной нам (глава № 2) модели кругооборота благ и доходов. При этом покупателями выступают фирмы (предприятия), а продавцами могут быть как домохозяйства (отдельные индивидуумы), так и другие фирмы. Так, на рынке труда продавцами являются наемные работники, на рынке капитальных благ (например, промышленного оборудования) – фирмы - производители данного оборудования, на рынке земли продавцами могут быть и домохозяйства, и фирмы.
ДАВАЙТЕ ПОРАССУЖДАЕМ
А кто является продавцами и покупателями на рынке заемных средств (кредитных ресурсов), на который часто заглядывают фирмы в поисках денег, необходимых для приобретения факторов производства?
Особенностью рынка заемных средств является то, что здесь одни и те же лица могут одновременно являться и покупателями, и продавцами. При этом они взаимодействуют не напрямую, а через банки. Так, если ваша семья открывает счет (депозит) в банке, она становится продавцом заемных средств, а если берет потребительский кредит, то выступает в роли покупателя. Аналогично, когда фирма держит свои средства на банковских счетах, она является продавцом на данном рынке, если берет коммерческий кредит – покупателем.
В-третьих, спрос на факторы производства является производным, он зависит от спроса на товары, которые создаются с помощью данных факторов производства. Так, спрос на мартеновские печи зависит от спроса на сталь, спрос на шеф-поваров – от спроса на услуги ресторанов, спрос на сельскохозяйственные земли, пригодные для выращивания риса – от спроса на эту злаковую культуру и т.д. «Производность» спроса на факторы производства может иметь и более сложный характер. Например, спрос на станкостроительное оборудование будет зависеть от спроса на станки, который, в свою очередь, зависит от спроса на продукцию, создаваемую с помощью этих станков.
Рыночный спрос на тот или иной фактор производства является суммой спроса всех фирм, использующих данный фактор производства. Но чем руководствуются фирмы, принимая решение, какое количество фактора производства приобрести? Стремлением максимизировать прибыль.
Как мы знаем из главы № 5 (Поведение фирм), в краткосрочном периоде максимальная прибыль от использования переменного фактора производства достигается тогда, когда предельные издержки на ресурс (MRCF) примерно равны предельному доходу от его использования (MRPF):
MRPF ≈ MRCF
Давайте посмотрим, как фирма в краткосрочном периоде формирует спрос на такой фактор производства как труд. Соблюдается ли при этом равенство MRPF ≈ MRCF?
ПРИМЕР 1
Предположим, небольшое ателье по пошиву костюмов из материала заказчика, имея фиксированное количество других факторов производства (швейных машин, помещений, примерочных), нанимает работников. Постоянные издержки не изменяются и составляют 3 тыс. руб. в день.
При этом и рынок труда, и рынок костюмов функционируют в условиях совершенной конкуренции, т.е. и заработная плата одного работника (2 тыс. руб. в день), и цена пошива одного костюма (10 тыс. руб.) заданы рынком, а само ателье не испытывает недостатка в клиентах.
Так как количество остальных факторов производства (кроме труда) фиксировано, это значит, что дополнительные работники должны будут размещаться в тех же самых помещениях, работать на тех же самых швейных машинках, использовать те же самые примерочные. Поэтому средняя (на одного работника) производительность труда сначала возрастает благодаря специализации и разделению труда, а затем начинает падать из-за действия уже известного нам закона убывающей отдачи.
В нашем случае предельные издержки на труд (MRCL) постоянны и равны заработной плате одного работника, а предельный доход от труда (MRPL) рассчитывается как предельный продукт труда, умноженный на фиксированную в условиях совершенной конкуренции цену пошива костюма (10).
На основе исходных данных рассчитаем необходимые параметры и определим количество работников, максимизирующих прибыль (таблица 7.1).
Таблица 7.1. Расчет доходов и расходов ателье по пошиву костюмов
Мы видим, что с увеличением количества работников прибыль растет, достигая максимума (7 тыс. руб.) при четырех и пяти работниках. Если ателье наймет трех работников, оно недополучит прибыль, если наймет шесть работников – потеряет прибыль.
Важно отметить, что при пяти работниках предельные издержки MRCL (строка 2) становятся равными предельному доходу от использования труда MRPL (строка 7) – 2 тыс. руб. Именно это равенство жестко ограничивает фирму в желании увеличить выпуск с помощью найма дополнительных работников.
КОММЕНТАРИЙ
В ситуации одинаковой «выгодности» четвертого и пятого работника рационально действующая фирма наймет, скорее всего, пять работников. Во-первых, уволить в случае ухудшения рыночных условий легче, чем найти хорошего специалиста в случае расширения производства. Во-вторых, конкуренция между этими работниками за рабочее место может привести к увеличению производительности их труда. В-третьих, угроза увольнения может сделать работника более лояльным, согласным на некоторое понижение заработной платы.
В неоклассической теории равенство MRPF ≈ MRCF получило название «условие равновесия фирмы на рынке факторов производства» и используется в моделях, показывающих, как формируется спрос на факторы производства. На рис. 7.1 представлена одна из таких графических моделей, иллюстрирующая разобранный нами случай совершенной конкуренции на рынках факторов производства и созданной продукции.
Рис. 7.1. Формирование спроса фирмы на фактор производства в условиях совершенной конкуренции
Если фирма функционирует в условиях совершенной конкуренции, т.е. у нее нет рыночной власти (как у нашего ателье), она вынуждена покупать фактор производства (F) по цене PFe, сложившейся на рынке. Поскольку цена фактора (PFe) не зависит от фирмы, линия предельных издержек MRCF - горизонтальная. Отметим, что предельные издержки на фактор производства MRCF одновременно равны его рыночной цене (PFe) и средним издержкам (ARCF). Кривая MRPF – сначала восходящая из-за специализации и разделения труда, а затем – нисходящая, так как с увеличением количества фактора производства, прибавляемого к неизменным другим факторам, действует закон убывающей отдачи. В результате фирма купит данный фактор производства в количестве Fe, соответствующем точке, где MRPF ≈ MRCF.
НЕМНОГО МАТЕМАТИКИ
Докажем эту зависимость на формульном уровне.
В условиях, если изменяется только один фактор производства (труд), и фирма функционирует на рынке совершенной конкуренции, ее прибыль описывается функцией:
где П – прибыль фирмы; TR – величина выручки (дохода) фирмы; L – количество работников; W – сложившаяся на рынке цена труда; FC – неизменные издержки на остальные факторы производства.
Точка оптимума достигается при равенстве нулю первой производной функции прибыли:
Откуда
Поскольку количество труда изменяется дискретным образом, соответствующее равенство выполняется приблизительно. В точке равновесия дополнительный доход от использования дополнительного работника приблизительно равен цене труда.
ВАЖНО! Равенство предельных издержек на фактор производства и предельного дохода от его использования безусловно верно только при условии, что все остальные факторы производства, а, следовательно, и издержки на эти факторы, неизменны.
БОЛЬШЕ МАТЕМАТИКИ (читать далее...)
В-четвертых, предложение на рынках современных факторов производства, как правило, неэластично (слабо реагирует на изменение цены), особенно в краткосрочном периоде. При удвоении цен, конечно, можно удвоить предложение лопат или труда землекопов. Но даже утроение цен не сможет мгновенно и существенно увеличить предложение, например, труда ученых или свободных земельных участков в крупных городах.
Причин неэластичности предложения на рынках факторов производства несколько. Во-первых, уже известная нам проблема ограниченности ресурсов. Во-вторых, большие затраты средств и времени на создание факторов производства необходимого качества (сложное высокотехнологичное оборудование, высокопрофессиональная рабочая сила, пригодная для хозяйственного использования земля и т.д.). В-третьих, низкая мобильность многих факторов производства (например, для переезда в другой регион работникам требуется решительность и немалые «подъемные», а «переместить» землю вообще невозможно).
Итак, рыночная цена фактора производства складывается в результате взаимодействия спроса (DF) и предложения (SF). Точка, где они равны, определяет цену равновесия (PFe) и количество проданного по этой цене фактора производства (Fe), что и показано на рис. 7.2.
КОММЕНТАРИЙ
Напомним, что в данной модели кривые спроса и предложения зависят только от цены ресурса, а любые неценовые факторы сместят кривые вправо или влево, что приведет к возникновению новой точки равновесия.
Рис. 7.2. Рыночное равновесие на рынке
фактора производства
Факторы предложения специфичны для каждого вида ресурсов, поэтому рассмотрим наиболее общие неценовые факторы спроса на ресурсы на примере строительной отрасли:
- развитие отрасли. Например, строительный бум увеличит спрос и на труд строителей, и на строительную технику, и на земли под строительство;
- цены на замещающие ресурсы. Например, если труд станет дешевле, некоторые строительные фирмы предпочтут использовать больше труда и меньше строительной техники;
- развитие технологий. Например, появление высокопроизводительных строительных технологий может увеличить спрос на рынке этих технологий, сократить спрос на рынке неквалифицированного труда, но повысить его на рынках труда по разработке и обслуживанию новых технологий.
В-пятых, на рынках ресурсов формируются факторные доходы, т.е. доходы от принадлежащих экономическим субъектам и используемых для создания продукции факторов производства:
- доход от труда – это заработная плата, оклады, премии и т.д.;
- доход от временной уступки права пользования землей – рента;
- доход от капитала в форме заемных средств – процентные доходы;
- доход от сдачи в аренду оборудования – арендная плата.
Подобно тому как в бухгалтерской прибыли фирмы мы выделяли две части: неявные издержки – альтернативную стоимость используемых ресурсов (упущенную выгоду, связанную с отказом от их альтернативного использования), и собственно экономическую прибыль – разность между бухгалтерской прибылью и неявными издержками, факторный доход также можно разделить на две части. Первую часть образует альтернативная стоимость – доход, который можно было бы получить от альтернативных вариантов использования данного фактора. Эта часть факторного дохода называется удерживающий доход (или трансфертное вознаграждение), т.к. он предотвращает использование данного фактора в другой сфере деятельности. Другая часть факторного дохода называется экономическая рента.
Экономическая рента – это часть факторного дохода сверх «удерживающего» уровня, предотвращающего альтернативное использование фактора производства.
Обратимся к нашему примеру с ателье по пошиву костюмов. Предположим, что минимальная заработная плата, при которой первый работник согласится остаться в ателье и не будет искать другую работу, составляет 0,8 тыс. руб. в день. Тогда его дневной доход (2 тыс. руб. в день) будет состоять из 0,8 тыс. руб. удерживающего дохода и 1,2 тыс. руб. экономической ренты.
Понятно, что, чем неэластичнее предложение фактора производства, чем он более уникален, тем выше экономическая рента. Гонорары известных писателей, доходы популярных исполнителей, арендная плата, получаемая за квартиру в центре Москвы – все это примеры факторных доходов с преобладанием экономической ренты.